Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства. Конспект по познавательному развитию "Свойства воздуха и воды"(подготовительная группа) Конструирование на тему воздух в подготовительной группе

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей № 198»

Конспект занятия «Свойства воздуха»

в подготовительной группе

Выполнила: Сагитова М.В.

воспитатель МБДОУ № 198

г. Оренбург

Тема: «Свойства воздуха»

Цель: Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах.

Задачи:

    расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;

    научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;

    развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;

    организовать познание детей через самостоятельный поиск;

    добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Предварительная работа:

Беседа: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому»,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии;

наблюдения на прогулке за ветром.

Методы и приёмы:

словесные (беседа, рассказ) ;

наглядные (показ карточек-схем, предметов-заменителей)

практические (проведение опытов) ;

Словарная работа: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный.

Материал и оборудование : презентация, полиэтиленовые мешочки, стаканы с водой, тазики, стаканы с бумажной ленточкой, трубочки, веер, фен, карточки – схемы.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же,

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: Правильно!

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух?

Я тоже не вижу воздух, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка». Сквозь воздух мы видим окружающие нас предметы? (прозрачный).

Первое его свойство – прозрачность .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Опыт №1:

Воспитатель: Ребята, помашем ладошкой в лицо.

Что вы чувствуете? Чувствуем, как воздух движется. Воздух мы не только можем почувствовать, но и поймать.

Еще раз помашите веером и скажите ветер какой? (холодный)

Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (на лице, около печки, костра, если включить фен)

Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.

Следовательно, воздух упругий.

А какого цвета воздух? (бесцветный).

Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

Когда его можно услышать? (дует ветер).

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Давайте, послушаем, как дует ветер. (Запись шума ветра).

Ветер – движение воздуха.

Воздух способен двигать предметы.

Опыт №2:

Воспитатель: салфетка на столе, подуем на неё.

Ребята, а есть ли воздух внутри нас?

Опыт №3: Коктейльный трубочки и вода в стаканах.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).

Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)

Так скажите мне, есть ли внутри вас воздух? (Внутри меня есть воздух)

Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

Рисунок «Чем мы дышим».

Мы им дышим при помощи носа. Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши лёгкие. Воздух проходит через лёгкие и выходит обратно.

Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье.

Стихотворение:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Ребята, а где ещё может прятаться воздух? (В предметах, воздушные шары).

Воздухом можно наполнить шарик.

Опыт №4

Воспитатель: с воздушным шаром.

Какую форму имеет шарик? Круглую.

А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл? Овальную.

Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмет.

Опыт №5

Воспитатель: Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит воздух какой? (невидимый)

Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)

Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)

Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.

Что в пакете? (воздух)

Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)

Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Воспитатель: А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)

Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)

А теперь давайте представим с вами, что мы летим на воздушном шаре.

На большом воздушном шаре

Над Оренбургом пролетая

Видим реки и луга,

Лес, поля и дом родной.

Где живем мы всей семьей.

Мама, папа, ты и я.

Очень дружная семья.

На большом воздушном шаре.

Край родной мы пролетали.

Шар воздушный как земля, Где живем и ты и я.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос бал закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Воспитатель: А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Но не только человеку нужен воздух.

Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту? (Воздух нужен животным, рыбам, птицам)

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Посмотрите внимательно на экран, (изображения природы)

Какой в лесу воздух? (ответы детей)

Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .

(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)

Как вы думаете, вблизи заводов, машин и курящего человека какой воздух? (ответы детей)

Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

А у нас в Оренбурге какой воздух? (ответы детей)

В каких местах у нас чистый воздух? (ответы детей)

А в каких грязный? (ответы детей)

Что же надо делать, что бы воздух был чище в нашем Оренбурге?

(Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.)

Воспитатель: У нас в группе воздух сравнительно чище, чем у дороги.

Назовите еще места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т.д./

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите: в каком городе хотели бы вы жить? Почему? Выставляются два рисунка: чистый город: все цветет, растет, зеленая природа и т.д., другой - заводская труба дымит, все заволокло дымом и т.д.

Другой такой же на свете нету.
Развеет над нею пожары и дым,
В обиду ее никому не дадим!"

Воспитатель: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т.д./

Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.

Итог занятия:

Воспитатель: Вы сегодня узнали, что воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.

Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)

Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)

Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

Если воздух может быть в шаре, прямоугольном стакане, в спасательном круге, значит воздух (приобретает форму предмета)

Если мы дышим, значит? (есть внутри нас)

С помощью веера мы узнали, что воздух какой? (холодный)

А фен нам помог узнать, что воздух бывает каким? (горячим)

В лесу воздух, какой? (чистый)

А около завод воздух, какой? (грязный)

Мы с вами сегодня на занятие много узнали о свойствах воздуха.

Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;

Познакомить со свойствами воды;

Расширять и активизировать словарь детей(исследование, жидкость, растворитель, газообразное состояние).

Систематизировать и углублять представления о значении чистого воздуха и воды как о факторе экологического благополучия.

Развивающие:

Способствовать развитию навыков наблюдения и экспериментирования, творческой исследовательской активности детей.

Способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование :

Глобус, мячик, игрушка капелька и воздушный шар, вещества для растворения в воде: сахар, соль, сок лимона. Прозрачные стаканы, трубочки, шарики из ваты, подвешенные на ниточке, одноразовые мешочки и ложки, камешки большого и маленького(цветные) размера, бруски деревянные; пищевой краситель(разного цвета), салфетки, фартуки – по количеству детей.

Методы и приемы :

Беседа, сюрпризный момент, физкультминутка «Капелька», опыты.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

Воспитатель: Ребята! К нам на занятие пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают. Давайте расскажем и научим их.

Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)

Что изображает глобус? (планету)

Как называется наша планета? (Земля)

А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)

А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

Солнце - это планета? (звезда)

Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь

И заглядываешь в оконца И зовут тебя все. ..» (Солнце)

В какое время суток оно нам светит? (днем)

Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли.

(Работа с глобусом.)

Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)

А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Исследователи, ваша задача - получить как можно больше сведений о воде и воздухе. А как можно это сделать?

(Ответы детей).

Правильно, провести эксперименты. Ребята, но прежде чем приступить к опытам, вспомним с вами правила работы:

Внимательно слушать и правильно выполнять задание.

Не мешать друг другу во время опытов.

Нельзя пробовать на вкус и нюхать неизвестные вам вещества.

Аккуратно, не торопясь проводить опыт.

(дети проходят и садятся за рабочие места)

Опыт 1

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. А теперь давайте попробуем воду на вкус. Скажите, ребята, вода имеет вкус? Значит делаем

вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 2

Воспитатель: А теперь мы проверим есть ли у воды запах. Понюхаем воду. Что вы, можете сказать, имеет ли вода запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 3

Воспитатель: Возьмём пустой стакан и попробуем перелить воду в этот стакан. Получилось? Да. Ребята, воду можно переливать. А мы свами знаем, можно переливать только жидкости.

Вывод: вода это жидкость.

Опыт 4

Воспитатель: продолжим эксперименты с водой. Возьмите камешек в стакан с водой,

вы видите свой камешек в воде? Значит, вода какая? (ответы детей)

вывод: вода прозрачная.

Опыт 5

Воспитатель: А сейчас мы узнаем, может ли вода изменить свой цвет. Возьмём вещество, они у всех разного цвета, насыпаем в воду, перемешиваем. Вещество, которое мы, насыпали в воду, растворилось и окрасило воду.

Вывод: вода – растворитель.

Воспитатель: ребята, я хочу провести еще один эксперимент с водой, но для этого мне нужны помощники (трое ребят). Перед вами три стакана с водой, каждому по одному и для каждому я даю вещество: сахар, соль, лимон. Надо положить в стакан с водой и размешать. А теперь попробуйте и скажите ребятам какой вкус у воды получился?

Ответы детей, проводивших опыт: сладкая, соленная, кислая.

Воспитатель: Мы с вами ребята, провели эксперименты с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) А каких еще свойствах воды вы знаете?

Ответы детей:

Вода может превращаться в лед, пар, быть холодной, теплой, горячей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вода помогает человеку?

(ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, где можно встретить воду в природе?

(ответы детей)

Воспитатель: Послушайте ребята, стихотворение о воде.

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, Капельке, очень понравились опыты с водой, она узнала много интересного. А теперь немного передохнем.

Физкультминутка «Капелька»

Капля-раз, капля-два, очень медленно сперва (хлопки на каждое слово)

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.(бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять(хлопки на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап(свободные движения раками)

Капли с холодом встречаются,

И в снежинки превращаются.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы поговорим о воздухе.

Скажите мне, а для чего нам нужен воздух? Мы ребята, исследователи и сейчас мы попробуем обнаружить воздух и почувствовать его.

(дети проходят на свои места)

Опыт1

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Вывод: Чтоб почувствовать воздух, надо привести его в движении.

А теперь покажем вздушному шару и капельке этот предмет. Что это? (мячик)

Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?

А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко». Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

Опыт 2

Воспитатель: Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать

Вывод: воздух не твердое тело.

Опыт 3

Воспитатель: Возьмем мешочек и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим. А через воздух мы можем разглядеть предметы, друг друга?(Да, через него все видно)

Вывод: воздух невидимый, прозрачный.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Продолжим наши исследования.

Ребята, вы сказали что воздух нам нужен, чтоб дышать. Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Опыт 4

Воспитатель: На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.

Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

Мы сейчас покажем капельке и воздушному шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.

Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?

Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

Опыт 5

Воспитатель: Ребята, возьмём камешек и опустим в стакан с водой. Что мы увидели? (пузырьки)

И еще что? (он утонул)

А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

А почему он не тонет? (потому что он легкий)

Вывод: Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в помещении, там где ездит много машин, от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на нашем занятии? Что вы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? Каково его главное назначение?

Ответы детей: воздух бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о воде?

Вода прозрачная.

Вода это жидкость.

Воспитатель: Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

Воспитатель: Ребята, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

А если положить сахар? Какая будет вода? (сладкая)

А если соль? (соленая)

Лимон? (кислая)

Воспитатель: а мы сможем без воды прожить?(нет, без воды нам не прожить)

Капелька и воздушный шар очень много про себя узнали. Они вам очень благодарны.

Воспитатель подводит итог занятия.

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Свойства воздуха"

Автор: Макарова Ирина Вячеславовна, воспитатель МКДОУ №23 "Золотой петушок" г. Железногорска Красноярского края.

Интеграция образовательных областей :
"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая"
Цель : Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи :
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приемы :
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал : Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички.
Демонстрационный:карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.
Дидактический: «Экологический светофор», «Электробытовая техника».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: дыхательная гимнастика,физминутка
Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника»,игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций,экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету.
Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.
ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»
ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»
-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
-А где есть воздух? (везде)
-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
-А можно жить без воздуха? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей)
-Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. Приклеиваем значки исследователей.

1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)

2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).


А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей. (Карточки-символы)

3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).


Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
-Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.


-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)
Физкультминутка
Мы с вами поработали, а теперь давайте немного отдохнем и сделаем массаж спины: Льется с неба синий свет, и конца у неба нет… (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга)
Отчего оно такое? Кто нам сможет дать ответ? (Постукивают пальчиками)
Торопливый дождь косой скачет по полю босой. (Поколачивают кулачками.)
Солнце небо разделило разноцветной полосой. (Растирают ребрами ладоней)
Где ложится ветер спать? Можно ль молнию поймать? (Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи.)
До чего же интересно все на свете узнавать! (Поглаживание ладонями).

5. Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

6. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.


Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)
-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
-Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Огонек» с.Кызыл-Озек»

НОД по образовательной области «Познание»

в подготовительной группе

«Воздух»

Подготовила:
воспитатель подготовительной группы

Волкова Н.А.

2017

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развития.

Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Программные задачи:

Образовательные задачи: упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление; учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие задачи: развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память; познакомить со свойствами воздуха; развивать мелкую моторику в процессе исследовательских действий.

Воспитательные задачи: воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации; воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Способы организации детей: сидя полукругом.

Материалы и оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки, стакан, салфетка, емкость с водой, 2 свечки, спички.

Предварительная работа: экспериментирование в группе; разучивание физкультурной минутки; обсуждение правил проведения в группе, во время эксперимента.

Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. Сегодня мы будем изучать загадочное вещество-невидимку. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками, отгадайте загадку:
Невидимка озорной
Живёт рядышком с тобой,
Он невидим и неслышим,
И куда мы ни пойдём,
Невидимку мы найдём.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
Воспитатель: А где есть воздух? (везде)
Воспитатель: А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
Воспитатель: А можно жить без воздуха? (ответы детей)
Воспитатель: Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.
Опыт 1. Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Воспитатель: Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).
-Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)
-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)
-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).
Вывод: Воздух занимает место
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)
Воспитатель: Опыт 2. Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.
-Как можно его обнаружить? (ответы)
-А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет).
А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? – Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;
Воздух можно почувствовать кожей.
Воспитатель: Опыт 3. Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т.д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы.
Воспитатель: Опыт 4. Продолжим исследования. Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.
-Убедимся в этом. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.
-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на поверхность воды.
Отсюда вывод: Воздух легче воды.
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Давайте мы, сейчас тихо все встанем на физминутку. Она называется «Ветер».
Физминутка «Ветер»
Дует ветер нам в лицо, махи руками в лицо
Закачалось деревцо, руки вверху, наклоны
Ветерок всё тише, тише, приседание
Деревцо всё выше, выше, поднимание вверх на носочках
Воспитатель: Опыт 5. Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
-Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?
-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
Воспитатель: Опыт 6. А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.
Воспитатель: Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите зеленый кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.

Конспект ООД «Свойства воздуха»

подготовительная к школе группа

Цель: Активизировать познавательные процессы в самостоятельной деятельности ребенка путем творческого, исследовательского поиска.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с некоторыми его свойствами.

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов.

Развивать способность делать умозаключения, анализировать.

Дать детям знание о том, что воздух - условие жизни человека и всех живых существ на Земле.

Закреплять умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Добиваться от детей при ответах на вопросы пользоваться полными предложениями.

Обогащать словарь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов. Помогать детям активно, правильно, в точном соответствии со смыслом употреблять слова.

Воспитывать любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.

Предварительная работа.

Наблюдения на прогулке, беседы, проведение опытов в группе.

Материал.

Ёмкости для воды, прозрачные пластиковые стаканчики, салфетки, трубочки для коктейля, вентилятор, ленточки, мыльные пузыри, микроскопы или рисунок увеличенного под микроскопом листа комнатного растения, иллюстрации к игре «Куда спрятался воздух?»

Дети около воспитателя.

Дети, вдохните глубоко-глубоко, а потом выдохните.

Как вы думаете, что мы вдыхаем и выдыхаем? (Мы вдыхаем и выдыхаем воздух )

Сегодня на занятии мы и поговорим о воздухе. Садитесь на стульчики.

Но что же такое воздух? А кто-нибудь из вас его видел? (Нет).

Посмотрите вокруг, кто-нибудь сейчас видит воздух? (Нет ).

Может быть, его и нет вовсе? А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами живем на дне из целого океана воздуха. Вы каждый день купаетесь в этом океане, даже не замечая этого. Этот океан такой огромный! Он без берегов и воды. По нему, словно огромные серебристые «рыбы», проплывают самолеты. Догадались, как же называется этот океан из воздуха? (Воздушный океан). Верно, это воздушный океан!

Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим, и поэтому как мы можем назвать его? (Невидимым, невидимкой)

Но ведь через воздух мы видим всё, что нас окружает. Значит воздух какой? (Воздух прозрачный).

Верно, главное свойство воздуха в том, что он прозрачный.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой,

Он окутывает нас.

А мы с вами знаем, что в нашей группе есть много прозрачных предметов. Давайте найдем их и назовем. (Стекло в окне, аквариум, пластиковые стаканчики, пластиковая бутылка, стекло в часах, песочные часы, осьминог, крышка сковородки, коробка с песком, коробка с камешками ).

Дети, мы назвали воздух невидимкой, но на самом деле воздух можно увидеть! Я приглашаю вас в нашу маленькую лабораторию, занимайте места возле столов.

Но сначала я напомню вам правила безопасного поведения во время проведения опытов:

  1. Засучите рукава, чтобы не намочить, потому что сегодня в наших опытах мы будем использовать воду.
  2. Не толкайте соседа во время работы.
  3. Сначала посмотрите, что показывает воспитатель, а потом повторите.
  4. Когда опыт закончился, положите все на место.

Воспитатель берет в руку стакан.

Дети, как вы считаете, есть что-нибудь в этом стакане? (В стакане ничего нет)

А если в стакане ничего нет, значит, стакан какой? (Стакан пустой)

А теперь ответьте на такой вопрос: есть ли в стакане воздух? (Воздуха в стакане нет, воздух в стакане есть)

А вот это мы сейчас и проверим! Я возьму стакан, переверну его вверх дном и буду медленно опускать его в подкрашенную воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя. Опускаю стакан до самого дна. Скажите, попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает) . Что же мешает воде? (Воде мешает воздух). Что не пускает воду в стакан? (Воду в стакан не пускает воздух).

А теперь вы возьмите стаканчики и опустите перевернутые стаканчики в воду до самого дна. Попадает ли вода в стакан? (Вода в стакан не попадает) Что мешает воде? (Воде мешает воздух).

Вывод: мы с вами выяснили, что в стакане есть воздух. И когда мы опускаем стакан в воду, вода в него не попадет.

Вынимаем стаканчик из воды и ставим на поднос.

А сейчас я снова опускаю перевернутый стакан в воду до самого дна. А теперь наклоню стакан в воде. Что появляется в воде? (В воде появляются пузырьки воздуха) . Где же был воздух? (Воздух был в стакане).

Теперь вы опустите стакан в воду, а потом наклоните его. Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха) Где же был воздух? (Воздух был в стакане)

Вывод: верно, воздух был в стакане, и мы его увидели в виде пузырьков.

Вынимаем стаканчики и ставим на поднос.

Воздух окружает нас повсюду. Как вы думаете, есть ли воздух внутри каждого из вас? Илюша, есть ли воздух внутри тебя? (Внутри меня нет (есть) воздуха) . Давайте проверим!

Я возьму стакан с водой и опущу в него трубочку. Теперь я вдохну носом, а затем выдохну в трубочку ртом. Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).

А теперь вы возьмите стаканчик с водой, опустите в него трубочку, вдохните носом, а затем подуйте в трубочку. Что вы видите? (Я вижу пузырьки воздуха). Да, в стаканчиках поднимаются настоящие бури! Как вы думаете, откуда взялся воздух? (Это мы дуем в трубочку воздух)

Так скажи мне,Денис, есть ли внутри тебя воздух? (Внутри меня есть воздух)

Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

Воздух можно легко обнаружить, если создать его движение. Когда воздух движется, получается ветер. Помашите на себя ладонями рук. Что вы почувствовали? (Я почувствовал ветерок) При ветерке стало холоднее или теплее? (При ветерке стало холоднее).

Поставьте перед собой ладошку и подуйте на нее. Что вы чувствуете ладошкой? (Я чувствую ветерок ). Ветер может быть сильным и слабым. Подуйте на ладонь потихоньку. Какой почувствовали ветер? (Слабый ) А теперь подуйте сильно! Какой почувствовали ветер? (Сильный )

Чтобы почувствовать ветерок можно помахать на себя ладошками, можно использовать веер, а еще ветер можно почувствовать с помощью специального электрического прибора - вентилятора.

Выходите на ковер, разбирайте ленточки, сейчас на всех детей подует ветерок, и мы немножко отдохнем. (Включает вентилятор).

Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы

Влево - вправо, влево - вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг,

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора! (Складывают ленточки)

Садимся на стулья.

Дети, а воздух бывает самым разным, и вы мне назовете, каким же он может быть.

Если мы не видим воздух, значит он какой? (Невидимый)

Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой? (Прозрачный)

Если он не имеет цвета, значит он какой? (Бесцветный)

Зимой на улице воздух какой? (Холодный)

А когда приходим в детский сад с прогулки, воздух какой? (Теплый)

А какой воздух около костра? (Горячий)

А если мы проветрим нашу группу, какой будет воздух? (Свежий, чистый, прохладный).

Воздух такой хитрый озорник, что прячется от нас во многих предметах. Назовите мне, куда спрятался воздух?

(Воздух спрятался в колесо машины,

в мыльные пузыри,

в воздушные шарики,

в колесо велосипеда,

в парашют,

в надувную игрушку,

в спасательный круг,

в надувной бассейн)

А для чего нужен воздух человеку? (Воздух нужен человеку, чтобы дышать)

Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды - несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.

Но не только человеку нужен воздух. Как вы думаете, кому еще нужен воздух каждую минуту? (Воздух нужен животным, рыбам, птицам)

А чем дышат люди и животные? (Люди и животные дышат носами)

А вот у растений нет никаких носов, но они тоже дышат. На листьях растений есть маленькие дырочки - отверстия. Их можно увидеть в специальный прибор-увеличитель - микроскоп. В нем стекло - ну прямо волшебное!

Вот через эти дырочки дышат и береза и клен и одуванчик. А еще растения очищают наш воздух! Поэтому в нашей группе так много комнатных растений, за которыми мы так бережно ухаживаем: поливаем, рыхлим, опрыскиваем, подкармливаем.

Сегодня мы узнали про воздух-невидимку много интересного! Если бы не было воздуха на нашей планете, то не было бы на земле ни людей, ни рыб, ни птиц, ни зверей, ни растений. Наша Земля стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка помогает нашей планете не перегреваться от солнечных лучей и не остывать от космического холода.

Раздается звук ветра.

Дети, вы слышите, подул сильный ветер. Мне кажется, сейчас может произойти что-нибудь интересное! Пойдемте, посмотрим! (Дети выходят на ковер)

Залетает мыльный пузырь.

Ой, здравствуйте, ребята! Я мыльный пузырь! На улице подул такой сильный ветер, и я залетел к вам в детский сад.

Ну, уж раз ты прилетел к нам, то поиграй с ребятами.

А для игры у меня как раз есть мои друзья - мыльные пузыри.

Ладушки - ладошки,

Звонкие хлопошки!

Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко.

Кулачки сложили,

Кулачками били.

Тука, тука, тука тук.

Тука, тука, тука тук.

Ладушки плясали,

Деток забавляли.

Так они плясали,

Ладушки устали.

Понравилось вам со мной играть? (Да)

Но мне пора улетать, а мыльные пузыри я вам оставлю! Будете играть с ними.

(Спасибо). До свидания!

На этом наше занятие подошло к концу.