Контрольная работа в формате гиа русский язык. Ошибки пунктуационные: примеры

Многие ученики, студенты и даже взрослые стремятся стать грамотными. Видеть на письме ошибки (пунктуационные, орфографические, грамматические) можно научиться в любом возрасте. Для этого необходимо следовать определенным правилам русского языка, соблюдать их в устной и письменной речи.

по русскому языку

Ошибки, допускаемые в речи или на письме, не одинаковы по своему характеру. Речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки имеют принципиальные отличия. Речевые и связаны в большей степени с содержанием и смыслом тех или иных слов. Орфографические и пунктуационные ошибки связаны с внешним выражением данных слов.

Орфографическую ошибку можно увидеть в слове, стоящем отдельно, изъятом из контекста. Остальные ошибки: пунктуационные, речевые, грамматические - невозможно выявить без контекста. Например, орфографическую ошибку в слове празник видно сразу (непроизносимая согласная, правильно праздник ). Речевая ошибка во фразе Младенец нуждается в уходе матери видна только в контексте (лучше употребить слово забота , так как слово уход имеет омонимы). Грамматическую ошибку можно увидеть только в предложении, к примеру, Комната была широкая и светла (широка и светла , широкая и светлая ). Ошибки пунктуационные невозможно обнаружить без опоры на предложение или текст. Например, Любить: жить не только для себя - пунктуационная ошибка при выборе знака препинания между подлежащим и сказуемым (правильно: Любить - жить не только для себя ).

Пунктуация. Знаки пунктуации

Пунктуацией называется свод правил по верной постановке на письме. Система данных знаков также называется пунктуацией. В русском языке используется десять знаков пунктуации. Три из них - знаки завершенности мысли: точка, вопросительный - они стоят в конце предложения. Один - знак незавершенности мысли - многоточие, которое может ставиться в любой части предложения. Знаками незаконченности высказывания являются запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Они стоят в середине предложения. Есть в русском языке двойные знаки - это скобки и кавычки. В скобках указывается дополнительная информация. В кавычки заключаются названия и прямая речь. В иных языках присутствуют некоторые другие знаки. Например, перевернутый вопросительный знак в испанском языке или одинарные кавычки в английском языке.

Пунктограмма

Как так и пробел называются пунктограммой. Слова в современном русском предложении должны быть отделены друг от друга пробелами, между ними должны стоять необходимые знаки препинания. Например, Солнце, волны , чайки - все есть на морских курортах . Сравним, Солнцеморечайкивсеестьнаморскихкурортах - получился трудно читаемый ряд русских букв. Таким образом, знаки препинания и пробелы служат для отделения слов и предложений друг от друга.

Пунктограммы в разных языках

Существуют языки (например, китайский, японский), в которых нет пробелов.

Текст на первый взгляд выглядит нечитаемым, но, если присмотреться, в нем есть множество знаков препинания, служащих для разделения теста на части, а также для обозначения свойственных данным языкам особенностей (долготы, краткости и так далее). Если обратиться к истории русского языка, то в старославянском языке тексты писались без знаков препинания и пробелов. Предложения крайне редко отделялись точками. Заглавные буквы писались только в начале новой главы. Но в нем было больше, чем в современном русском языке, диакритических знаков: над- и подстрочных.

Пунктуационные ошибки

Пунктуация как наука важна для носителей языка. Ведь от правильной постановки знаков препинания или их отсутствия зависит понимание написанного текста. К примеру, предложение Дружить нельзя драться - определенно требует знака препинания для его адекватного понимания. Здесь от верной постановки запятой: Дружить, нельзя драться - зависит то, как будет прочтено предложение и понята информация. Неверная постановка знаков препинания - пунктуационная.

Место, где требуется определенный знак препинания, но стоит другой или отсутствует вообще, называется пунктуационной ошибкой. Например, Солнце согревающее своими лучами поле стояло высоко - это предложение, где допущена ошибка. Исправление пунктуационных ошибок основывается на знании правил пунктуации. В данной ситуации - случаев обособления находящийся после определяемого слова, выделяется запятыми: Солнце, согревающее своими лучами поле, стояло высоко. Здесь от правильного выделения причастного оборота зависит понимание смысла всего предложения.

Причины появления пунктуационных ошибок

Грамматические и пунктуационные ошибки чаще, чем другие, встречаются в работах обучающихся, особенно старшеклассников.

Связано это в первую очередь с тем, что в старших классах усложняется синтаксис. При изучении простых осложненных и сложных предложений вводится материал по правильной расстановке знаков препинания, осилить который старшекласснику трудно. Немаловажным фактором в образовании пробелов в знаниях пунктуации является сокращение часов, отведенных на правописание. С каждым годом увеличивается процент малочитающих учеников. Как результат - возникают трудности в правильном восприятии и прочтении текста. Предупреждение и проверка пунктуационных ошибок должны осуществляться непосредственно в процессе написания. Иначе не будет осмысленного членения текста на фрагменты. Важно ставить все знаки препинания во время письма, а не после написания текста.

Пунктуация в простом предложении

В простом предложении, то есть в предложении, где одна грамматическая основа, если оно не осложнено, не ставятся никакие знаки препинания, кроме финальных и тире. Например, Главное - душой быть молодым. Где обитает гепард? Весна - это восхитительное время года! Если простое предложение чем-то осложнено, то в нем ставятся запятые, иногда тире и двоеточие. Осложнять простое предложение могут:

  • Однородные члены: Море плескалось и играло. В корзине были вешенки, грузди, лисички.
  • Обособленные члены: Ваза, наполненная цветами, стояла на столе. Его сестра, Елена Львовна, работает на телевидении.
  • Обращения: Лиза, говори громче. О море, ты прекрасно!
  • Вводные слова и предложения: Сегодня, пожалуй, будет ясная погода. По мнению юриста, дело надо продолжать.

В простом осложненном предложении пунктуационные ошибки, примеры которых даны ниже, встречаются часто.

Пунктуация в сложном предложении

В сложном предложении можно встретить любые знаки препинания. В написании сложного предложения часто допускаются ошибки пунктуационные. Вероятно, это связано с трудностями в восприятии длинных синтаксических конструкций. Главное, что необходимо уяснить, - между частями сложного предложения должны стоять знаки препинания. Если это сложносочиненное предложение, то запятая ставится перед сочинительным союзом: Она скучала, и он толковал. Если у частей такого предложения есть общий член, запятая не требуется: Целый месяц она скучала и он тосковал (общий член - целый месяц ). В сложноподчиненном предложении запятая стравится на месте соединения придаточных частей и главной: Ребята отправились на рыбалку, когда близился рассвет.

Цитирование и прямая речь

Цитирование и прямая речь схожи тем, что в них используются кавычки. Правила постановки кавычек также похожи. Цитаты помещаются в кавычки и прямая речь тоже.

Если слова автора стоят перед цитатой/прямой речью, то после них ставится двоеточие: Автор говорит: "Нет лучше друга, чем совесть". Она сказала: "Я пойду в парк после работы". Если слова автора следуют за цитатой/прямой речью, то перед ними ставятся запятая и тире: "Нет лучше друга, чем совесть", - говорит автор. "Я пойду в парк после работы", - сказала она. Цитата может приводиться лишь с указанием на

пунктуационная ошибка допущена в предложении: а)Уже почерневшая зимняя дорога, уходит к горизонту б)Зато гонимый ветром дождишка не выдерж

в)Белые лилии, отгороженные от горизонта земными камышами кажутся какими-то сказочными

г)Беленькие кувшиночки, трепещущие от ветерка, ковер ряски и голубые окна воды радовали глаз

д)На местах бывших изб видны курганчики, заросшие бурьяном.

е)Я решился осмотреть озеро и направился к рассыпанному на противоположном берегу, ольшанику

ж)Алеша видит борозду, уползающую под трактор

пунктуационная ошибка допущена в предложении:

а)Прохор к концу дня устал, вспотел и развалившись в кресле, задавал вопросы нехотя

б) Евсеичь направился к яру, а я, осмотревшись, выбрал местечко, чтобы можно было стрелять вдоль полосы

в)Застрекотала сорока увидев меня

г) Заяц перевернулся через голову, высоко подбросив вверх, задние лапы

д)Действительно, Петька неторопливо бежит, придерживая одной рукой зайца

е) Он вразвалку идет к нам вдоль лесополосы, изредка останавливаясь, и посматривая хозяйским глазом на деревья

1.Количество букв и звуков совпадает в слове:

а) намерение б) иллюзия в) увлечься г) услышишь

2.Ударение падает на первый слог:

А) приданое (невесты) б) добыча в) партер г) похороны

3.Буква Ё пишется в слове:

А) свеч…й б) парч…вый в) стаж…р г) обж…ра

4.Буква Е пишется в слове:

А) ижд…венец б) инт…ллигент в) в…негрет г) вест…бюль

5.В суффиксах причастий пишется А:

А) дыш…щий б) меч…щийся в) маш…щий г) колыш…щий

6.Слово пишется с Ъ:

А)в…ются б) комп…ютер в) двух…ярусный г) сверх…экономный

7.Указательным местоимением является:

А) ему б) самый в) всех г) этого

8.Слово УДИВЛЁННО образовано следующим способом:

А) суффиксальным б) приставочным в) приставочно-суффиксальным г) переход из одной части речи в другую

9.Подберите слово, соответствующее схеме:

А) задыхаясь б) занимательный в) отправились г) расплывчатость

10.Укажите составное именное сказуемое:

А) Заморосил дождь и начал тоскливо шуметь.

Б) Я вышел на берег насладиться ароматом.

В) День был чудный, свежий.

Г) Они не торопились, тянули волынку.

11.Числительное употреблено в предложении с ошибкой:

А) Встретился с тремястами сорока пятью делегатами.

Б) Появился в тысяча двести сороковом году.

Г) Не пришли около девяноста человек.

12.Частицей является следующее слово:

А) или Б) лишь В) своей Г) через

13.Укажите относительное прилагательное:

А) лисья хитрость б) лисья нора в) лисьи шапки г) лисий характер

14. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

А) Вдруг дверь подъезда отворилась, выбежали дети.

Б) Он, как будто, стал взрослее и серьёзнее.

В) Следовательно, рано ещё делать выводы.

Г) Здесь, как гласит предание, жили монахи.

15. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены) :

А) Жизнь увы не вечный дар.

Б) Нет русской земли нельзя не любить.

В) Осень как я люблю тебя.

Г) Ведь были ж схватки боевые.

16. Найдите предложение с причастным оборотом (знаки не расставлены).

А) Первые лучи солнца пробив тучу блеснули в небе.

Б) Из земли освободившейся от снега выглянула зелень.

В) Видя детей голубь пролетел мимо.

Г) Самолёт развернулся и набрав высоту сделал круг.

17. Укажите сложноподчинённое предложение:

А) Вдохновлённый успехом, он обдумывал положение,

Б) Бетонщики, несмотря на стужу, перевыполнили план.

В) Где-то внизу, в тайге, идёт маленький отряд.

Г) История дома, где вы живёте, полна тайн.

18. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются с

А) с винит. б) с творит. в) с дательн. г) с предложн.

19. Чужая речь оформлена неверно:

А) Чехов признавался, что «умеет коротко говорить о длинных вещах».

Б) По словам Белинского, « русский народ смышлён и понятлив».

В) « Что виднеется вдали?»- спрашивали мы.-«Неужели станция?»

Г) «Возле города была роща,»- вспоминал друг.

20 Нормы сочетаемости слов нарушены:

А) красивый тюль б) по выздоровлении сына в) разочароваться спектаклем г) ласковый шимпанзе

Пунктуационная ошибка допущена в предложениях: (с объяснением) 1) И далёкие поля, и прибрежный луг, и сама Ока, и

берег с кустарником, медленно погружающимся в сумрак, всё казалось мне чудом.

2) Согреет тебя весенним теплом - нет уже на душе ни сомнений, ни печали.

1) Везде, где бы ни бывал, он скучал о доме, оттого что именно дом являлся главным в его жизни.

2) Денег не осталось – я пошел на государственную службу.

3) Только теперь я заметил в нашем дворе душисто цветут лимоны и апельсины, а море благоухает лучше всех ароматов в мире.

4) В обмен на шерсть, скот, ячмень они получали кедровое дерево, полудрагоценные камни, перламутр, золото

5) Мне кажется почему-то, что если я поропщу и пожалуюсь, то мне станет легче.

43. Пунктуационная ошибка допущена в предложении…

1) Мне было безразлично, что солнце нестерпимо яркое.

2) Красота это королева, которая правит очень недолго.

3) Юмор есть дело спонтанное, связанное с индивидуальностью.

4) Я понял, что для авиации самое главное иметь мужественное сердце.

5) Сейчас часовому собачий нюх да кошачьи глаза нужны.

44. Пунктуационная ошибка допущена в предложении…

1) В трудные дни он работал с нами, рук не покладая.

2) Бедный гость принужден был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене.

3) Они шли молча, поглядывая на воронки от снарядов.

4) Ветер дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя.

5) Теперь вихри, кружась и увлекая с земли пыль, поднимались под самое небо.

45. Чужая речь неправильно оформлена в предложении…

1) Виктор все понял и сказал: «Хорошо, я согласен».

2) «Скорей, скорей в город за лекарем!» - кричал Владимир.

3) «Войди, батюшка, - отвечал инвалид, - в наши дома».

4) У всех присутствующих на устах был один и тот же вопрос «Неужели это правда?»

4) «Да разве мы будем просто так жить? – с блестящими глазами говорил Володя. – Мы будем бороться, правда, Толя?»

46. Педагогическим термином является…

1) образовательная среда 2) речевая среда 3) окружающая среда 4) жизненная среда

5) черная среда

47. Правильным эквивалентом к слову «катаклизм» является …

1) истина 2) авария 3) арест 4) катастрофа 5) истребление народов

48. Лексическое значение слова указано неверно…

1) Карьера – успешное продвижение вперед, в области общественной, служебной, научной и других видах деятельности.

2) Позер – человек, заботящийся о внешнем эффекте своего поведения и своих речей.

3) Пропедевтика – подготовительные занятия, введение в науку.

4) Диалог – речь действующего лица, обращенная к себе или к зрителям.

5) Визави – напротив, друг против друга.

49. Нормы сочетаемости слов не нарушены в словосочетании…

1) вопреки усилий репетиторов 2) капитаном своему кораблю 3) по истечению срока

4) говорить о возможности использования резервов 5) беспокоиться за него

50 . Пословица «Цыплят по осени…» заканчивается словом…

1) выводят 2) наблюдают 3) продают 4) считают 5) ждут

51. Разговорно-обиходный стиль богат…

1) общественно-политической лексикой 2) терминами 3) фразеологизмами

4) интернационализмами 5) канцеляризмами

52. «Золотым» словом общения является…

1) извинение 2) комплимент 3) приветствие 4) соболезнование 5)прощание

53. Через дефис пишется слово…

1) (Ближне) восточный 2) (Газо) снабжение 3) (Автомобильно) тракторный

4) (Взаимо) обусловленный 5) (Жаро) понижающий

54.О кротком, безобидном человеке говорят…

1) бесструнная балалайка 2) ни рыба ни мясо 3) седьмая вода на киселе

4) казанская сирота 5) воды не замутит

55. Запятая перед КАК ставится в предложении…

1) Вывоз капитала может осуществляться …. как в предпринимательской форме, так и в виде ссудного капитала.

2) Культура исследуется целым рядом наук … как социальное явление.

3) Вот звук дождя … как будто домбры звук.

4) Изнурёнков бегал по комнате, и печати на мебели тряслись … как серьги у танцующей цыганки.

5) Судьба России … как крупнейшей державы не может не волновать политиков разных стран.

56. Запятая не ставится в предложении…

1) Отвернувшись он стал смотреть на воду.

2) Паровоз пыхтя втаскивал второй эшелон.

3) Он закрыл глаза и сидел не двигаясь.

4) Он шел не смотря по сторонам.

5) Корабль содрогаясь всем корпусом опасно кренится набок.

57. Грамматическая ошибка отсутствует в предложении…

1) Группа студентов-первокурсников занимается в спортзале.

2) Собака Кинг пропала два дня назад.

3) Прошло четыре дня, обусловленные контрактом.

4) Абсолютное большинство хорошо подготовлены к сдаче экзамена.

5) В Москву было свезено девяносто тысяч пудов колокольной меди.

58. Неправильно поставлено ударение в слове…

1) соболЕзнование 2) еретИк 3) тОсты 4) слИвовый 5) кОрысть

59. Согласный перед буквой -Е- произносится твердо в слове…

60. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании…

1) надеть на палец наперсток 2) оказать внимание 3) терпение исчерпано 4) обосновать свою позицию 5) большой уровень образования

Сегодня я чу…ствую себя так как(будто) бы гора свалилась с моих плеч. Счастье было так неожида…о. Но (не)стыдно ли радоваться смерти бедной тетки только потому что она оставила наследство дающее мне возможность бросить службу и вполне отдат…ся моему любимому занятию. Теперь я свободен я художник.

Мне захотелось уйти (куда)нибудь подальше от людей и от Петербурга я взял краски и отправился на взморье. Вода небо сверкающий (в)дали на солнце город синие леса ок…ймляющие берега залива верхушки мачт на кроншта…ском рейде десятки пролетавших мимо меня пароходов и к…раблей все показалось мне в новом свете.

Все это мое все это я могу схватить и бросить на полотно и поставить перед изумле…ою силою иску…тва толпою. Правда (не)слсдовало бы продавать шкуру еще (не)убитого медведя ведь пока я еще (не)бог знает какой великий художник…

Лодка быстро разрезала гладь воды. Лодочник рослый здоровый и красивый парень в красной рубахе (без) устали работал веслами то нагибаясь вперед то откидываясь назад. Солнце закатывалось и так эф…ектно играло на его заг…релом лице что мне захотелось набросать его.

Перестань грести посиди минутку смирно я тебя напишу сказал я. Он бросил весла. Ты сядь так буд(то) весла заносишь.

Он взялся за весла взмахнул ими как птица крыльями и так и замер в прекрасной позе. Я быстро набросал карандашом контур. С каким (то) особе…ым радос…ным чу…ством я смешивал краски.

Лодочник скоро начал уставать его удалое выражение лица сменилось скучным он стал з…вать складки рубахи совсем пропали. Конечно я не стал читать ему лекции о начении… искус…тва а только сказал что за эти картины платят хорошие деньги. Лодочник был соверше…о удовлетворен и больше (не)разговаривал. Этюд вышел прекрасный очень красивы эти г…рячие тона осв…ще…ого заходящим со…нцем кумача и я возвратился домой соверше…о счастливым.

(По В. Гаршину)

Тест по русскому языку Предложения с обращением. Простые и сложные предложения. Предложения с прямой речью. Диалог 5 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий (в части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание).

1 вариант

A1. Укажите предложение с обращением:

1) Прекрасные дни летели, как мгновения.
2) Друзья проводили вместе много времени.
3) Друзья мои, прекрасен наш союз!
4) Ветер гудел в проводах.

А2. Укажите сложное предложение

1) Наступили холода, и бабушка топила печь.
2) Холод, мороз и отсутствие корма привели к гибели птиц.
3) На тёмном небе мелькали и дрожали звёздочки.
4) На берёзах распустились первые листочки, как первые вестники весны.

А3.

1) При солнышке тепло а при матери добро.
2) Ямщик закричал Будет метель!
3) Делу время потехе час.
4) Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

А4. В каком предложении допущена ошибка при оформлении прямой речи?

1) Каштанка подумала: «Какие странные соседи!»
2) «Лево руля!» — приказал капитан.
3) «Талант! Талант!» — говорил хозяин.
4) Хозяин сказал — «Пора нам, Тётка, делом заняться».

А5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Пришло тепло, и стали распускаться деревья.
2) Снег укрыл деревья и дома.
3) «Стой!» — грянул голос громовой.
4) Брат спасибо тебе за всё.

(1) Здравствуй, Оля! Какое нам задали упражнение по русскому языку?
(2) — Привет! Нам ничего не задавали, потому что был диктант.
(3) — Ну спасибо. Пока.

B1. Напишите номер предложения, в котором допущены ошибки в оформлении диалога. С какого знака препинания должны начинаться реплики в диалоге?

В2. Выпишите обращение.

C1.

2 вариант

A1. Укажите предложение с обращением

1) Люблю тебя, Петра творенье.
2) Люблю самое прекрасное время года — весну.
3) Тучи надвигались быстро, как ураган.
4) с веток, с листьев, с крыш капали мельчайшие капельки дождя.

А2. Укажите простое предложение

1) Каштанка бегала взад и вперёд, а между тем наступал вечер.
2) В небе сиял месяц, и его свет заливал всю округу.
3) На улицах зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.
4) На середине реки показывался и исчезал из виду маленький чeлнок.

А3. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены)

1) Любишь кататься люби и саночки возить.
2) Цыплят по осени считают.
3) Он нагнулся к ней и спросил Псина ты откуда
4) Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.

А4. В каком предложении допущена ошибка в оформлении прямой речи?

1) «Тётка, на место!» — крикнул ей хозяин.
2) «Вы, Тётушка, посидите», — сказал ей хозяин.
3) Незнакомец погладил гуся по шее и сказал — «Молодец, Иван Иваныч!»
4) «Бедный Иван Иваныч!» — говорил хозяин.

А5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Звёзды меркнут, и гаснут.
2) Пошли, Оля, в театр.
3) Солнце поднялось высоко, и роса на траве испарилась.
4) «Пойдем скорее!» — позвал отец.

Прочитайте предложение и выполните задания B1, В2.

— Мама, скоро поедем?
— Думаю, скоро. Потерпи немного.

B1. Прочитайте отрывок из рассказа А. Чехова «Степь». Как называется разговор двух или более лиц?

В2. Выпишите обращение.

C1. Составьте диалог на любую тему. Как вы его оформите?

Ответы на тест по русскому языку Предложения с обращением. Простые и сложные предложения. Предложения с прямой речью. Диалог 5 класс
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-4
А5-4
В1. 1; с тире
В2. Оля
2 вариант
А1-1
А2-4
А3-3
А4-3
А5-1
В1. диалог
В2. мама

1) Прыщ смотрел на это благополучие и радовался, да и нельзя было не радоваться ему: амбары его ломились от приношений, делаемых в натуре; сундуки не вмещали серебра и золота, а ассигнации просто валялись на полу.

2) Так прошел еще год, в течение которого у глуповцев всякого добра явилось не вдвое или втрое, а вчетверо, но с развитием свободы нарождался и исконный враг ее.

3) Так бывает всегда, но глуповцы употребили эту «новоявленную у них способность» не для того, чтобы упрочить свое благополучие, а для того чтоб оное подорвать.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Отыграв первый тайм,

1) …он закончился со счётом 1:1.

2) …футболисты отправились в раздевалку.

3) …зрители были разочарованы.

4) …народу на стадионе поубавилось.

19. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) часовые пояса
2) с пятьюстами метрами
3) отряд партизанов
4) лучше меня

20. Лексическое значение слова указано НЕВЕРНО в примере

1) Анонс - объявление у кассы театра, цирка о том, что все билеты проданы.

2) Милитарист- защитник правопорядка, ведущий борьбу с преступностью.

3) Обсерватория-отверстие в оборонительных сооружениях для
ведения огня и наблюдения.

4) Ветхий - старый, потрепанный, дряхлый.

Вариант 4

1. Основатель современного звукового аналитико-синтетического метода –

1) Л.Н. Толстой;

2) Д.И. Тихомиров;

3) К.Д. Ушинский.

Слушание и говорение; чтение и письмо - это

1) виды речевой деятельности;

2) виды речи;

3) виды мышления.

Скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого, называется

1) правильностью;

2) беглостью;

3) сознательностью.

Произведение в прозе или в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера -- это

1) эпическое стихотворение;

3) сказка.

Учебник по русскому языку «Родное слово», реализующий наиболее

Гибкую методику преподавания грамматики, создан

1) К.Д. Ушинским;

2) Н.Ф. Бунаковым;

3) Д.И. Тихомировым.

Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков --

1) дар слова;

2) фонематический слух;

3) орфографическая зоркость;

4) языковое чутье.

Орфограмма – это

1) правило правописания;

2) написание, требующее проверки;

3) объяснение написания;

4) подбор однокоренных слов.

8. Творческая работа, требующая наивысшей самостоятельности школьника --

1) изложение;

2) сочинение;

3) словесное рисование.

9. Тип речи (текста), в котором нет событий, сюжета, изображаются картины природы, отдельные явления, предметы, портреты, –

1) рассуждение;

2) повествование;

3) описание.

Употребление слова в несвойственном ему значении относится к ошибкам

1) синтаксическим;

2) морфологическим;

Лексическим.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЛИЛИЯ все согласные звуки мягкие.

2) В слове ВЪЕЗД количество букв и звуков совпадает.

3) В слове ОЧЕРЕДЬ мягкость согласного [т, ] на письме обозначена буквой ь (мягкий знак)

4) В слове ТЁРКА произносится звук [й, ]

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЖИЛИЩЕ все согласные мягкие.

2) В слове ПРОСЬБА четвертый звук - [з, ]

3) В слове ВСКАЧЬ все согласные звуки глухие.

4) В слове МЕДВЕДЬ букв больше, чем звуков.

На какие группы делятся согласные звуки?

1) звонкие/глухие, твердые/мягкие,

2) звонкие/мягкие, глухие/твердые,

3) ударные и безударные,

4) звонкие/твердые, глухие/мягкие,

5) прописные и строчные.

14. В каком слове Ь служит для обозначения формы слова?

3) возьми,

15. Укажите слово с Ъ (твёрдым знаком):

1) вороб…и

2) п…едестал

3) ин…екция

4) бул…он

Речевые ошибки допущены в предложении

1) Необходимо гораздо больше внимания уделять на повышение культурного уровня современной молодежи.

2) Слушая меня, она всегда ложила руки на стол, как прилежная ученица.

3) Нам предстоит познакомиться с пятьюстами двадцатью новыми книгами, выпущенными столичными издательствами.

4) Стыдно было смотреть, как консервативно настроенные депутаты захлапывают речь Андрея Дмитриевича Сахарова.