Курьез: Гитлер, играющий с Лениным в шахматы. Играл ли Ленин с Гитлером в шахматы? С кем гитлер играл в шахматы


Как-то раз художница Эмма Лёвенштамм явила на суд встревоженной публике картину (офорт, если точнее) под названием: "Игра в шахматы. Ленин с Гитлером - Вена 1909". На этой картине прекрасно всё: лохматый правша Ленин, ходящий левой рукой, двадцатилетний Гитлер, выглядящий гораздо старше, ну и подписи самих героев данной инсталляции: художницы, Ленина и Гитлера, якобы они в курсе офорта и одобряют. Мол, да - встретились, сыграли, и что такого?
Вышеназванный офорт всплыл в 1984 году в одной частной коллекции, а прогремел во всю свою провакационную мощь в 2009 году, когда за раскрутку полотна взялись аукционный дом Mullock"s и издание "The Daily Telegraph". Но ещё с 1984 года разразились дебаты, понеслись в атаку экспертные заключения и встревоженная общественность взялась за расследование: мог волосатый Ленин в 1909 году играть с помятым жизнью Гитлером в шахматы или не мог?
Стороны зарядили пушки, засели каждая в своем окопе, и принялись обстреливать укрепления неприятелей. Первым дал залп по врагам владелец офорта Эндхофер, который твёрдо заявил - изображенная сцена правдива...

В 90-х годах означенный Эндхофер нанял экспертов, те нагородили доклад о трехстах страницах, из которых публика почерпнула очень важные сведения: художница знала обоих, писала правдиво, подписи Ленина и Гитлера нормальные, а некоторые нестыковки во внешнем виде - это, извините, издержки изобразительности и ничего личного. Да и вообще - это полотно, а не фотокарточка, и Ленин мог быть в парике и с другим лицом в целях конспирации. Данный экспертный доклад понесся по журналистам и по пути залетел к экспертам аукционного дома Mullock"s, в котором поддержали коллег экспертов и поспешили выставить картину на торги с начальной ценой 40 000 фунтов. Заодно выставили те самые шахматы, в которые играли вышеназванные гроссмейстеры, и тоже за 40 тысяч. Стол, скатерть, пиджак Гитлера и парик Ленина выставить, видимо, не догадались.
Торги, однако же, прошли неудачно, и повторно лот был выставлен в 2010 году. Снова неудачно. Решающая попытка продать была совершена в 2011 году, но любители исскуств снова не купились, так как оказались сильны мнения, что офорт - это просто фантазия, выдумка художницы. Даже за 10 000 фунтов никто не купил.

Само собой, против версии о правдивости сцены на офорте выступили вообще все историки, шахматисты и независимые искусствоведы, кто умел говорить. Аргументов много: Ленин и Гитлер не похожи на самих себя образца того года, Ленин к тому году полностью отказался от шахмат, о чем писал в письмах Гитлеру брату, Гитлер носил пиджак только в оперу а в шахматы играл голый и целый вагон существенных и не очень аргументов.

Ну а потом некоторые эксперты выдохнули от боёв за истину и предположили, что сама Эмма Лёвенштамм просто пошутила, решив сатирой ударить по политической обстановке 30-х годов, когда и был, скорее всего, создан офорт. Шутка, стоит признать, удалась.

P.S. Но кто, всё же, выиграл ту партию?

Владимир Ильич Ленин (Ульянов)

Ленин и шахматы — тема, неоднократно становившаяся предметом анализа не только историков, но и профессиональных шахматистов. Она отражена в записях самого Ленина, широко представлена в мемуарах (родственников, соратников по большевистской партии, даже в воспоминаниях политических противников), в научных и популярных биографиях руководителя большевистской партии и советского правительства. Были изданы книги, специально посвящённые данной теме.

На протяжении большей части своей жизни Владимир Ильич Ленин занимался шахматами: он играл в шахматы, решал шахматные задачи и этюды, активно интересовался событиями шахматной жизни в России и за её границами, встречался с достаточно известными шахматистами своего времени. В своих политических выступлениях и статьях он использовал образы и лексику, привычные для шахматистов. Существуют десятки произведений живописи и графики на этот сюжет (большинство из них созданы в СССР в 1930—1970-е годы), сохранилось некоторое количество фотографий, запечатлевших Владимира Ульянова за шахматной партией.

Увлечение Ленина шахматами активно использовалось в СССР для популяризации этой игры на протяжении 20—80-х годов XX века. В 2010 годы эта тема снова стала актуальной в Европе и США в связи с появлением на аукционах раритетов, которые связываются некоторыми искусствоведами и историками с именем Ленина и могут быть отнесены к его занятиям шахматами.

Источники

Первая страница письма В. И. Ленина Д. И. Ульянову о шахматной задаче. 17 февраля 1910

Шахматы изредка фигурируют в письмах самого Ленина и иногда упоминаются в его теоретических и революционных трудах. Сам Ленин в письме из ссылки в Шушенском Марку Елизарову

Марк Тимофеевич Елизаров (10 (22) марта 1863, д. Бестужевка, Самарская губерния — 10 марта 1919, Петроград, Россия) — российский революционер, советский государственный деятель, первый народный комиссар путей сообщения РСФСР (1917—1918).

(который, как упоминает Ленин в письме, выиграл у Эмануэля Ласкера партию в сеансе одновременной игры)

Эмануэль Ласкер (нем. Emanuel Lasker, в русских источниках имя часто записывается как Эмануил; 24 декабря 1868 — 11 января 1941) — немецкий шахматист и математик, представитель позиционной школы, второй чемпион мира по шахматам (1894—1921). Ласкер сохранял звание чемпиона мира двадцать семь лет, что является рекордным достижением для шахмат, и продолжал выступать на высшем уровне до 68 лет.

уделяет внимание партии своего корреспондента, которую тот переслал ему в предыдущем своём письме, и отмечает, что Елизаров стал играть значительно сильнее. В другом письме он сожалеет, что не взял шахматы в ссылку. Ещё в одном письме Ленин и Крупская называют шахматы одним из основных развлечений Ленина в ссылке.

Надежда Константиновна Крупская , (14 (26) февраля 1869 год, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 февраля 1939 года, Москва, РСФСР, СССР) — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель, организатор и главный идеолог советского образования и коммунистического воспитания молодежи. Супруга 1-го председателя Совета Народных Комиссаров СССР Владимира Ильича Ленина.

Вновь Ленин и Крупская упоминают в своём письме шахматы только в 1907 году.

Большое число упоминаний по этой теме содержится в письмах и воспоминаниях близких родственников Ленина и его супруги. Воспоминания об увлечении Лениным шахматами опубликовал его младший брат — Дмитрий Ульянов. В 1926 году появилась его статья «Как Ленин играл в шахматы».

Дмитрий Ильич Ульянов (4 (16) августа 1874, Симбирск — 16 июля 1943, Горки Ленинские) — российский революционер и советский партийный деятель, младший брат Владимира Ильича Ленина.

Кратко упоминает Надежда Крупская в своём письме из Шушенского о партиях Ленина против Лепешинского,

Пантелеймон Николаевич Лепешинский (1868 — 1944) — профессиональный революционер, партийный деятель, литератор. Муж биолога, академика О. Б. Лепешинской.

об изготовлении им собственноручно шахматного комплекта — Ленин вырезал фигуры из коры и советовался с супругой, какую форму им придавать. В воспоминаниях Крупская добавляет, что иногда Ленин даже во сне вскрикивал, объявляя свой ход воображаемому противнику. Она рассказывает об игре в шахматы в семейном кругу Ульяновых. Почти дословно подобные рассказы воспризводились в антологиях, популярных в СССР и содержавших фрагменты из различных статей и работ Крупской о Ленине, в частности такой антологией является книга «О Владимире Ильиче Ленине». Ещё в двух письмах она упоминает, что играли в шахматы с утра до вечера, а Ленин одерживает победы над всеми. В письме М. А. Ульяновой Крупская сообщает, что в село Ермаковское (находилось поблизости от Шушенского), возможно, прибудет на постоянное жительство некий известный шахматист, который может стать хорошим соперником для Владимира Ильича.

Среди друзей и соратников Ленина, оставивших воспоминания о шахматном увлечении Ульянова-Ленина, выделяется Пантелеймон Лепешинский (1868—1944) — профессиональный революционер, партийный деятель, литератор. В 1920—30-е годы он активно и профессионально занимался историей большевистского движения (в 1927—1930 годах — директор Исторического музея, в 1935—1936 годах — директор Музея Революции). Ленин познакомился с ним в ссылке в селе Шушенском. Лепешинский был неплохим шахматистом, но Ленин давал ему обычно фору — легкую фигуру. Он опубликовал несколько статей, посвящённых теме «Ленин — шахматист»; «Как Владимир Ильич играл в шахматы».

П. Н. Лепешинский

Ленин - шахматист

Зима 1889/90 года. В Самаре происходит шахматный гандикап - турнир. В числе участников его такая величина, как Хардин. В то время не было в России шахматистов, не знавших этого имени. Ведь Хардин вполне справедливо считался одним из сильнейших шахматистов России, соперником Чигорина, стоявшего в рядах лучших игроков мира. Победителем этого турнира выходит Владимир Ильич Ульянов.

Владимир Ильич научился играть в шахматы в возрасте 8 - 9 лет. К 15 годам он начал обыгрывать своего учителя - отца, большого любителя шахмат и сильного игрока. А через пять лет он встретился за шахматной доской с самим Хардиным. Силы, конечно, были неравны. Хардин был прекрасным теоретиком, исследователем ряда дебютов, имел более чем тридцатилетний шахматный стаж. Противник же его знал лишь 2 - 3 наиболее известных дебюта. И все - таки Хардин был немногим сильнее: он давал Владимиру Ильичу лишь пешку вперед.

«... Владимир Ильич, конечно, мог бы скоро сравняться с ним... и пойти дальше, если бы он серьезно взялся за шахматную литературу, если бы, например, летние месяцы, которые он в эти годы проводил в деревне Алакаевке, он посвятил шахматам и теории этой игры. При своей систематичности, настойчивости и умственных силах он бы в несколько лет сделался крупнейшей шахматной величиной. Это несомненно...», - пишет брат его, Дмитрий Ильич.

Но Владимир Ильич не ставил шахматы выше всего. Они были для него лишь развлечением, отдыхом, сохраняющим и подготовляющим силы к другой, более серьезной борьбе.

Он с одинаковым увлечением играл в шахматы, в городки, охотился и купался.

Ленин не только хорошо играл в шахматы, он любил решать и шахматные задачи и этюды. Вот, например, этюд и задача, которые он решил. Они далеко не легки.

В ссылке и в эмиграции Ленин много свободного времени отдавал шахматам. Его постоянный партнер Лепешинский в книге «На повороте» очень много рассказывает о Ленине-шахматисте. Вот описание одного из «сражений»:

«... Я, Старков и Кржижановский стали играть с Ильичом по совещанию. И, о счастье, о восторг! Ильич «сдрейфил»... Ильич терпит поражение. Он уже потерял одну фигуру, и дела его совершенно неважны. Победа обеспечена за нами.

Рожи у представителей шахматной «антанты» - веселые, плутовские...

Они зло посмеиваются над добиваемым противником и в шутливой болтовне выражают свой неподдельный восторг, смакуя удачные последствия того гениального хода белых, который для черных оказался весьма роковым, а между тем не замечают того, что полуразбитый, но еще не капитулировавший враг сидит в застывшей позе над доской, как каменное изваяние, олицетворяющее сверхчеловеческое напряжение мысли. На его огромном лбу - выступили капельки пота, голова низко наклонена к шахматной доске, глаза неподвижно устремлены на тот уголок ее, где сосредоточен был стратегический главный пункт битвы... Цель его жизни в данную минуту заключается в том, чтобы не поддаться, чтобы устоять, чтобы не признать себя побежденным. Лучше умереть от кровоизлияния в мозг, а все - таки не капитулировать, а все - таки выйти с честью из затруднительного положения...

Легкомысленная «антанта» ничего этого не замечает.

Первый забил тревогу ее лидер:

Ба, ба, ба, это что-то нами непредвиденное... - голосом, полным тревоги, реагирует он на сделанный Ильичом великолепный маневр. - Гм... гм... цедило треба розжуваты, - бормочет себе под нос...

Но увы, разжевывать нужно было раньше, а теперь уже поздно. Двумя - тремя «тихими» ходами упорный противник «антанты» под шумок ее преждевременного ликования создал совершенно неожиданную для союзников ситуацию, и боевое «счастье» им изменило.

С этого момента их лица все более и более вытягиваются... Союзники начинают переругиваться между собой, попрекая друг друга в ротозействе, а их победитель весело-превесело улыбается и вытирает платком пот со лба».

После революции Ленин почти совсем не играл в шахматы. Гигантская борьба за первое в мире социалистическое государство не оставляла времени для шахматной борьбы.

«... Вся сила его ума, вся его огромная воля мобилизованы полностью, без остатка, для победы, во что бы то ни стало. Его великолепно устроенная голова напряженно работает... над своего рода шахматной проблемой. Всмотритесь в эту «игру». Вот он выдвигает вперед пешечную демократию против цитаделей отечественного капитализма. Вот «делает гамбит», соглашается на брестскую жертву. Вот производит неожиданную рокировку - центр игры переносит из Смольного за Кремлевские стены. Вот развертывает силы с помощью Красной армии, красной конницы, красной артиллерии, обороняется, защищает результаты сделанных завоеваний, а если возможно, то и нападает. Вот «занимает» противника - выбрасывает идею концессий. Вот как будто отступает и делает чреватые последствиями «тихие ходы» - идет на соглашение с крестьянством, облюбовывает план электрификации и т. д. Вот проводит пешки на ту линию, где они обращаются в большие фигуры - через аппараты советских и партийных организаций подготовляет из рабоче-крестьянской среды новую интеллигенцию, крупных администраторов, политиков, творцов новой жизни. И... весь мир будет потрясен финалом игры: ильичевское «шах и мат» по адресу капитализма положит конец «игре», которую будут тщательно изучать следующие поколения на протяжении сотен и тысяч лет»...

smena-online.ru

Несколько ценных замечаний по теме принадлежат Максиму Горькому , в том числе в некрологе Ленина, написанном в 1924 году.

Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков ; устоявшимся является также употребление настоящего имени писателя в сочетании с псевдонимом — Алексей Максимович Горький ; 16 марта 1868, Нижний Новгород, Российская империя — 18 июня 1936, Горки, Московская область, СССР) — русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.

Если в первоначальной редакции этого некролога шахматы бегло упоминаются только один раз, то в окончательную редакцию Горький вставил рассказ о партиях Ленина против Александра Богданова на итальянском острове Капри.

Александр Александрович Богданов (настоящая фамилия — Малиновский , другие псевдонимы — Вернер, Максимов, Рядовой; 10 (22) августа 1873 года, Соколка, Гродненская губерния — 7 апреля 1928 года, Москва) — российский учёный-энциклопедист, революционный деятель, врач, мыслитель-утопист, писатель-фантаст, один из крупнейших идеологов социализма. Член РСДРП в 1896—1909, большевик, с 1905 член ЦК. Организатор группы «Вперёд» и партийных школ РСДРП на Капри и в Болонье. В 1911 г. отошёл от активной политической деятельности и сосредоточился на разработке своих идей о новых науках — тектологии, и «науки об общественном сознании»; предвосхитил некоторые положения системного подхода и кибернетики. В 1918—1920 — идеолог Пролеткульта. С 1926 года — организатор и директор первого в мире Института переливания крови; погиб, производя на себе опыт.

Сохранилась серия любительских фотографий, сделанных на Капри в 1908 году (между 10 (23) и 17 (30) апреля), когда Владимир Ленин находился в гостях у Горького. Фотографии сняты с различных ракурсов и запечатлели Ленина играющим с Горьким и Александром Богдановым — известным революционером-марксистом, врачом и философом.

Богданов, Горький и Ленин играют в шахматы. 1908

«За шахматной доской», апрель 1908 года, остров Капри, Италия. Стоят: М. Горький, З. Пешков и Н. Богданова. Сидят: И. Ладыжников, В. Ленин, А. Богданов

Автором всех этих фотографий (или по крайней мере двух из них) был Юрий Желябужский , сын актрисы Московского Художественного театра Марии Андреевой и пасынок Горького, а в будущем — крупный советский кинооператор, режиссёр и сценарист. В то время он был двадцатилетним юношей.

Юрий Желябужский, Мария Андреева и Максим Горький, 1905 год

Юрий Андреевич Желябужский (1888, Москва, Российская Империя — 1955, Москва, СССР) — советский оператор, режиссёр, сценарист. Член КПСС.

Московский В.П., Семенов В.Г.

Книги о Ленине

ЛЕНИН в ИТАЛИИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ПОЛЬШЕ - 1908 ГОД. У ГОРЬКОГО НА КАПРИ

1908 ГОД. У ГОРЬКОГО НА КАПРИ

Путь лежал через Швейцарию и Италию, через Милан, Парму, Флоренцию, Рим и Неаполь. Горная страна, Италия по красоте своей не уступала Швейцарии, но уже на первый взгляд были заметны и отличия — селения победнее и менее ухожены.

В. И. Ленину хотелось поближе познакомиться с этой страной. Еще гимназистом он много читал о Римской империи. На устном экзамене по истории и географии блестяще отвечал на вопросы о борьбе плебеев с патрициями, о воспитании детей в Риме, о важнейших городах Италии — Венеции, Генуе, Неаполе, Турине, Флоренции, Палермо, которые к тому времени выделялись как крупные торговые и промышленные центры.

В семье Ульяновых чтили народного героя Италии Гарибальди, 100-летие со дня рождения которого отмечалось в 1907 году. Организатор обороны Римской республики, участник освободительной войны на юге Италии, Гарибальди прожил долгую жизнь. В 1871 году прославленный герой Италии приветствовал Парижскую коммуну. «Титаном Италии» назвал его Горький.

Гарибальди был любимым героем старшего брата В. И. Ленина. В семье у детей была игра. Они воспроизводили знаменитый сицилийский поход 1860 года, когда корабли Гарибальди шли на поддержку восставшей Сицилии. По всему миру разнесся клич вождя революционных итальянцев: «Свобода выше и лучше жизни! Поднимайтесь все на борьбу с врагом, и будем биться, пока не одолеем!». И даже нелюбимая гимназистами латынь звучала у Владимира Ульянова иначе, когда он на память читал Цицерона и других древнеримских классиков. Его соученик Д. М. Андреев вспоминал, какое впечатление производило чтение Владимиром Ульяновым речи Цицерона, обращенной против Катилины:

— До каких пор, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?

Класс замер, прислушиваясь к знакомым словам, в которые Ульянов сумел вдохнуть новую жизнь. Его резкий мальчишеский голос дрожал на низких нотах, руки крепко сжаты в кулаки, побледневшее лицо и широко открытые глаза поражали внутренним огнем и силой.

«Скоро Ульянов всех заразил своим вдохновеньем,— пишет Д. М. Андреев,— Мы чувствовали себя римлянами, мы слышали речь бессмертного оратора и переживали его слова, которые падали в самое сердце. Латинист, сидя на кафедре, слушал, прикрыв глаза рукой. Он не шевелился, а когда Ульянов кончил, он молча подошел к нему и обнял.

— Спасибо тебе, мальчик! — сказал он ласково и хотел еще что-то добавить, но в эту минуту задребезжал звонок, и учитель, махнув рукой, вышел из класса».

И вот теперь, через два десятилетия, Ленин вступил на землю Италии. До ночного экспресса в Неаполь оставалось время побродить по итальянской столице, и он пошел вдоль виа 3 Милаццо, читая итальянские надписи.

3 Виа - улица (ит.)

Зашел в дешевое кафе перекусить, послушать беседы рабочих людей. Потом он взял извозчика, по виа Национале доехал до Форума, осмотрел его древние реликвии. Поднялся на Капитолийский холм.

По дороге в Неаполь Ленин прочитал в газете «Аванти» («Вперед») статью Горького «О цинизме», которую он уже знал по публикации в одном из французских изданий. Редакция «Пролетария» вернула ее автору, так как в ней излагались идеи «богостроительства». По той же причине редакция не стала печатать и другую его статью — «Разрушение личности». Владимир Ильич возражал против этих публикаций. Мотивируя свою позицию, В. И. Ленин 25 февраля 1908 года писал Горькому, что его отказ переделать статью или сотрудничать с «Пролетарием» вызовет обострение конфликта среди большевиков, а это ослабит революционных социал-демократов в России.

Почти год прошел после их встречи на Лондонском съезде. Алексей Максимович восторгался тогда выступлениями рабочих делегатов. А теперь он не смог разглядеть подлинного лица махистов и «богостроителей» во главе с Богдановым.

Многое передумал Владимир Ильич по дороге к Горькому.

Несколько кварталов от вокзала до пристани — и взору предстал знаменитый Неаполитанский залив. Огромным полукружием спускался город к воде. А дальше — бесчисленные лодки, шлюпки, баркасы, катера самого разного назначения; далеко уходящие от берега пирсы, и мостки, на которых сновали, суетились, ходили, сидели люди. Казалось, все они говорили одновременно, энергично жестикулируя, и создавалось впечатление, что никто никого не слушает. Большой участок набережной был занят рынком, где продавались только что пойманная рыба и другие дары моря: кальмары, крабы, омары — чуть ли не вся фауна Тирренского и Средиземного морей. Но каждый желающий мог на этой же набережной увидеть и всю фауну — в Неаполитанском музее-аквариуме. Сюда Владимир Ильич придет позже, вместе с Алексеем Максимовичем.

Вдали виднелись очертания острова Капри. С пассажирского парохода, постоянно курсировавшего между городом и островом, открывались прекрасные виды на Неаполь и его окрестности. Справа, если смотреть на город со стороны залива, высился Везувий. По его дальнему склону в 79 году н. э. стекали потоки лавы, похоронившие под собой три города Помпеи, Стабии и Геркуланум.

Но вот и Капри. Да, остров, действительно, живописен. Недаром А. М. Горький писал о нем: «Здесь удивительно красиво, какая то сказка бесконечно разнообразная, развертывается перед тобой. Красиво море, остров, его скалы, и люди не портят этого впечатления беспечной, веселой, пестрой красоты». Изумительно красивым местом на земном шаре называла Капри М. Ф. Андреева.

На причале Марина Гранде много встречающих и тех, кто ожидал пароход, чтобы ближайшим рейсом уехать на материк. В толпе Владимир Ильич быстро разглядел высокую, сутуловатую фигуру Горького и рядом с ним Марию Федоровну Андрееву. Алексей Максимович радостно махал широкополой шляпой, привлекая внимание своего гостя. Их встреча была очень теплой, какой только может быть встреча истинных друзей.

Горький и Андреева повели Владимира Ильича по крутым ступеням наверх до площадки, потом они поднимались в вагончике фуникулера. Алексей Максимович не преминул еще раз склонить Владимира Ильича к примирению с его философскими оппонентами. Договорились, однако, только о том, что общение с «махистами» не должно вызывать теоретические споры. Небольшая, из пяти комнат, белая каменная вилла «Сеттани» (ее владельцем был Блезус) располагалась в южной части острова, на вершине довольно высокого холма. Фасадом дом был обращен к южной бухте Марина Пиккола. В этой вилле (ныне не сохранившейся) А. М. Горький жил с ноября 1906 по март 1909 года. Здесь был необыкновенно чистый, целебный воздух. Однако приходилось испытывать и некоторые неудобства, особенно в холодное время. Не было электричества, пользовались газовым освещением. В доме без печей зимой обогревались жаровнями. Пресную питьевую воду на остров доставляли с материка.

Теперь же, весной, эти недостатки почти не ощущались.

Хорошо работалось Горькому на Капри. Здесь он закончил роман «Мать», написал его вторую часть, по объему превосходившую первую. Работая четырнадцать часов в сутки, как писал он К. П. Пятницкому в феврале — марте 1908 года, Горький создал здесь также «Жизнь ненужного человека», «Лето», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «По Руси», «Русские сказки», «Сказки об Италии», да и не только эти произведения. Кроме работы над книгами Горький встречался и переписывался со множеством людей, читал рукописи других авторов, писал отзывы. Ведь только в год первого приезда к нему В. И. Ленина Алексей Максимович прочитал более ста пятидесяти рукописей. Сколько же приходилось ему читать русских и иностранных газет и журналов, чтобы быть в курсе событий, происходивших в мире!

Владимиру Ильичу отвели небольшую комнату с видом на море, рядом с кабинетом Алексея Максимовича, и он был очень доволен. К тому же у Горького была хорошая библиотека, а часть книг находилась в комнате, где поместили В. И. Ленина. На Капри жил сын Марии Федоровны Юра Желябужский. Он увлекался фотографией (в будущем известный советский кинооператор), и Алексей Максимович договорился с ним, что он сделает как можно больше снимков Владимира Ильича, но, по возможности, будет делать это незаметно. Горький знал, что Владимир Ильич не любил фотографироваться. У Юры был новый пленочный фотоаппарат, и он с удовольствием готовился к съемкам. Благодаря Ю. Желябужскому имеются фотографии В. И. Ленина того периода. Они тем более ценны, что до этих апрельских дней 1908 года Владимир Ильич по конспиративным соображениям не фотографировался с 1900 года.

Фотографией в доме Горького увлекались все. Сохранились виды Капри, домов, где жил Горький, фотографии людей, близких к нему, сохранились и юмористические, монтажные снимки, отмеченные талантом неистощимого на выдумки Горького. Вот один из таких монтажей: Алексей Максимович пытается нелегально вернуться в Россию. На пограничном столбе надпись «Вход порядочным людям воспрещен!».

Солдат преграждает дорогу ружьем, а Горький обороняется зонтиком. Целую пачку фотографий показали Владимиру Ильичу, и он, смеясь, говорил, что надо опасаться Юры, когда в его руках фотоаппарат. Юре удалось сделать несколько снимков во время игры в шахматы на веранде виллы Блезуса, но потом Владимир Ильич всерьез попросил убрать фотоаппарат подальше.

В первый же вечер за ужином у Горького собрались гости, составлявшие тогда на Капри русскую колонию. Пришли А. В. Луначарский, А. А. Богданов и В. А. Базаров. Алексей Максимович очень надеялся, что этот товарищеский ужин приведет к примирению противников, разделенных своими философскими взглядами. Ведь люди-то они единой цели, думал Горький. В. И. Ленин уже разъяснял ему, что единство цели еще не гарантирует от ошибок и заблуждений, уводящих от самой цели. Борьба идет в области философии, но партийное дело остается делом и каждый должен продолжать его выполнять.

Эта мысль вселяла в Алексея Максимовича надежду на то, что раскола не будет, что стоит только на первой же общей встрече начать разговор, как примирение произойдет.

Но В. И. Ленин знал, что примирения не будет и затевать спор не имеет смысла. Однако и избежать назревшей темы не удалось — ведь достаточно было лишь искорки, чтобы возникло пламя.

Богданову, получившему от Ленина три тетради («объяснение в любви»), не терпелось сразиться в философском споре. Повод нашел сразу — Богданов ухватился за первый попавшийся.

В доме, как и на всем острове не было электричества. Мария Федоровна, посмотрев на газовые рожки, вспомнила, что должен был прийти газовщик, но не пришел.

— Когда-то дождемся электричества на Капри,— посетовал Алексей Максимович — Великие открытия совершает наука, а живем как при Тиберии. Обогреваемся жаровней с углями, питьевую воду приносим в бутылях.

Вот этой тирадой немедленно и воспользовался Богданов:

— Великие открытия доставляют и немало хлопот, например философам. Плеханов из-за них впал в кантианство.

— Вы ошибаетесь,— отпарировал Ленин,— это господа эмпириокритики перепугались революции в естествознании и свихнулись в идеализм 4 .

4 Гусева З. Берег дальний. М., 1979, с. 111-112

Искры были высечены, пламя спора вспыхнуло. И Горький понял, что ошибался: позиции участников спора были прямо противоположны.

В очерке «В. И. Ленин» А. М. Горький так описывал этот спор:

«И вот я увидел пред собой Владимира Ильича Ленина еще более твердым, непреклонным, чем он был на Лондонском съезде. Но там он волновался, и были моменты, когда ясно чувствовалось, что раскол в партии заставляет переживать его очень тяжелые минуты.

Здесь он был настроен спокойно, холодновато и насмешливо, сурово отталкивался от бесед на философские темы и вообще вел себя настороженно, А. А. Богданов... принужден был выслушивать весьма острые и тяжелые слова:

— Шопенгауэр говорит: «Кто ясно мыслит — ясно излагает», я думаю, что лучше этого он ничего не сказал. Вы, т. Богданов, излагаете неясно. Вы мне объясните в двух-трех фразах, что дает рабочему классу ваша «подстановка» и почему махизм — революционнее марксизма?

Богданов пробовал объяснить, но он говорил действительно неясно и многословно.

— Бросьте,— советовал Владимир Ильич.— Кто-то, кажется,— Жорес, сказал: «Лучше говорить правду, чем быть министром», я бы прибавил: и махистом» 5 .

5 Горький М. В. И. Ленин. М., 1981, с. 38-39

Владимир Ильич пробыл в гостях у Горького всего семь дней. Этого было, конечно, мало, чтобы полностью переубедить и отстоять Горького. Большие надежды он возлагал на Марию Федоровну Андрееву. Эта талантливая актриса была твердой большевичкой, смелой революционеркой. До эмиграции в своей московской квартире она укрывала от полиции Н. Баумана, переправляла нелегальную литературу, снабжала документами подпольщиков, собирала средства для партии, стала финансовым агентом ЦК РСДРП. В. И. Ленин дал ей партийную кличку Феномен. В годы первой русской революции Мария Федоровна обеспечивала связь ЦК с военно-технической группой, переправляла взрывчатку для боевых отрядов, добывала деньги на оружие, а в дни вооруженного восстания организовала перевязочный пункт, питание для бойцов баррикад.

Дело переубеждения Горького Владимир Ильич считал главным партийным поручением М. Ф. Андреевой.

Мария Федоровна не разделяла отзовизма и богостроительства Богданова и его группы. Ее беспокоило доверчивое отношение Алексея Максимовича к этим людям, тревожило вынужденное соседство с ними на Капри.

Влияние группы Богданова не могло не сказаться на самом творчестве Горького. Именно в тот период писал он свою «Исповедь» — повесть, в которой четко отразились идеи «богостроительства» и которая изобиловала ошибками философского характера. Повесть давала материал для оправдания «новой» религии.

Алексей Максимович чувствовал неуверенность, непрочность своей позиции. По поводу «Исповеди» он писал 31 августа 1908 года В. Я Брюсову: «Сам я очень недоволен ею...».

Но отрешиться от идей богдановской группы он сумел далеко не сразу. Слишком многое надо было ему продумать и заново решить для себя. Встреча с В. И. Лениным положила начало переосмыслению философских, а значит, и политических ценностей.

В дни первого пребывания В. И. Ленина на Капри им немного довелось побыть вдвоем. Слишком людно было тогда там. Иногда они спускались к морю, купались или уходили на лодке с рыбаками. В одной из таких морских прогулок в большой рыбацкой лодке, которой управляли четверо гребцов, с ними была и Мария Федоровна. В первой паре гребцов были братья Спадаро — друзья «скритторе Алессио». Старший из них, Костанцо, человек с богатым воображением, знал множество народных поверий и сказок. Владимир Ильич увлеченно слушал его рассказы, перемежавшиеся пением. Перед ним как бы раскрывалась душа итальянского труженика. Он расспрашивал рыбаков об их жизни, труде, заработке. Мария Федоровна помогала переводить.

У Владимира Ильича было хорошее настроение и он, слушая Костанцо, от души смеялся. Старый рыбак Джиованни, уважительно смотря на русского гостя, сказал:

— Так смеяться может только честный человек.

А Владимир Ильич вспоминал далекую Волгу. Наблюдая за рыбаками и заметив увлеченное внимание к ним Горького, он сказал Алексею Максимовичу.

— А наши работают бойчее!

Алексей Максимович не согласился с ним. И тогда Владимир Ильич спросил его с лукавой укоризной:

— А не забываете ли вы Россию, живя на этой шишке?

Горький не забывал Россию, он был связан с ней многими нитями. Но он всегда восхищался, когда видел людей, увлеченно занятых трудом.

Настало время отъезда. С острова Капри Ленин и Горький уехали вместе. Было решено, что Алексей Максимович покажет Владимиру Ильичу Неаполь и его знаменитые окрестности — вулкан Везувий и город Помпеи.

На пристани их провожали Мария Федоровна и Луначарский. В очерке «В. И. Ленин» Алексей Максимович вспоминал следующее.

Как-то поздним вечером многочисленные гости ушли гулять, Ленин остался с Горьким и Андреевой. Думая о Богданове, Базарове и Луначарском, он с глубоким сожалением сказал:

— Умные, талантливые люди, немало сделали для партии, могли бы сделать в десять раз больше, а — не пойдут они с нами! Не могут. И десятки, сотни таких людей ломает, уродует этот преступный строй.

В другой раз он сказал:

— Луначарский вернется в партию, он — менее индивидуалист, чем те двое. На редкость богато одаренная натура.

Небольшой пароходик, рассекая голубые воды залива, увозил их в Неаполь.

В городе взяли извозчика и по полукружию залива отправились в отель Мюллера на виа Партенопе, где обычно останавливался Горький. Владимир Ильич не хотел терять ни минуты. В первую очередь было решено совершить восхождение на Везувий. Почти две тысячи лет прошло с той исторической катастрофы, а вулкан все живет, дышит, скапливает в своих недрах гигантскую энергию и время от времени выплескивает ее наружу. Так случилось и незадолго до приезда Алексея Максимовича в Италию. Это извержение принесло много бед, были жертвы и разрушения. Услышанное со слов очевидцев Алексей Максимович пересказывал Ленину.

— Верно сказал Гёте о Везувии: «Адская вершина, водруженная среди рая»,— заключил он свой рассказ.

— Картина, нарисованная Плинием Младшим о гибели Помпеи, того ужаснее,— заметил Владимир Ильич,— хотя Плиний наблюдал извержение не столь близко — в Стабии.

До подножия вулкана доехали в экипаже. Дальше лошади пройти не могли, а фуникулер не был восстановлен после недавнего извержения. До кратера надо было идти пешком. Ленин и Горький отказались от услуг проводников. Владимир Ильич был натренирован в горных походах, но боялся за Алексея Максимовича.

А тот вдруг выказал легкость и быстроту при подъеме. Сказалась привычка — в молодости много хаживал пешком, случалось, проходил по шестьдесят верст за день. И раньше, и в этот день Алексей Максимович рассказывал Владимиру Ильичу о своем детстве и юношестве, о скитаниях по России. Ленин посоветовал Горькому написать обо всем этом. Впоследствии Горький выполнил это пожелание в трилогии «Детство», «В людях» и «Мои университеты».

Дошли до вершины, осторожно приблизились к кратеру, почувствовали, как дышит старый, неуспокаивающийся вулкан, и быстро вернулись на поверхность. Отсюда открывался удивительный вид на Неаполь, залив, на Сорренто и Капри. Присели на выступе скалы. Именно здесь, у самого кратера, стояли лагерем рабы, восставшие под предводительством Спартака.

А вот и обрывистый восточный склон. Отсюда восставшие по лестнице из лоз дикого винограда совершили дерзкий спуск, неожиданно напали на осаждавшее их войско и одержали победу.

В 1918 году В. И. Ленин внес имя Спартака в список великих революционеров прошлого, которым было решено установить памятники.

К образу Спартака В. И. Ленин вернется в лекции «О государстве», прочитанной им в июле 1919 года в университете имени Свердлова. В. И. Ленин говорил: «...Спартак был одним из самых выдающихся героев одного из самых крупных восстаний рабов около двух тысяч лет тому назад. В течение ряда лет всемогущая, казалось бы, Римская империя, целиком основанная на рабстве, испытывала потрясения и удары от громадного восстания рабов, которые вооружились и собрались под предводительством Спартака, образовав громадную армию».

Затем Ленин и Горький посетили руины древнего города Помпеи. Город не сгорел во время извержения — он был засыпан девятиметровым слоем вулканического пепла. Через несколько веков люди убрали пепел и увидели город в том виде, в каком его застала катастрофа. Окаменевший пепел забальзамировал тела погибших людей, и они предстали в тех позах, в которых их настигла смерть. Обнаружились не только печи, но и хлеб, сохранивший свою форму, таган с котелком, различная домашняя утварь, произведения искусства. Эти предметы экспонируются в музее, разместившемся невдалеке от входа в заповедный город. Алексей Максимович взял на себя роль гида. Он уже ходил по этим улицам, бывал в музее и слушал пояснения профессора археолога, руководившего раскопками. Все, что знал, он пересказывал теперь Владимиру Ильичу.

На стенах базилик, в гладиаторских казармах остались надписи — дошедшие до нас голоса давней жизни. Они сделаны на латинском языке. Горький не знает его и просит Владимира Ильича перевести текст. Уставшие, они вернулись в Неаполь, пообедали в одном из ресторанчиков на воде у набережной Санта Лючия. Оказалось, что еще можно успеть осмотреть знаменитый Неаполитанский аквариум, находившийся здесь же, на набережной. Горький любил приходить сюда, высоко ценил деятельность этого научного учреждения при зоологической станции. С уважением он говорил Ленину об энергичном, увлеченном профессоре Дорне, обратившемся к ученым всего мира с просьбой оказать помощь в создании станции. Из многих стран присылали деньги, сюда приезжали работать ученые, в числе которых был и русский ученый биолог профессор И. И. Мечников. Тысячу фунтов прислал из Англии на создание станции Чарлз Дарвин.

— Ну вот и побывали на дне морском,— удовлетворенно сказал Горький, когда они с Владимиром Ильичем закончили осматривать удивительных обитателей подводного мира.

Много впечатлений оставило пребывание в Неаполе. Вечером засиделись на балконе отеля, рассматривая южное звездное небо, так не похожее на небо северных и средних широт. Разговорились о новых научных открытиях. Горький рассказал о своих встречах в Париже с Пьером и Марией Кюри.

На следующий день они посетили Национальный музей. Там было собрано множество интересных экспонатов, найденных при раскопках в Помпеях и предметы домашнего обихода, и металлические шлемы гладиаторов, и инструменты хозяйственной деятельности.

Ленин и Горький расстались на вокзале. Так закончилась первая поездка Владимира Ильича в Италию. Переубедить Горького ему пока не удалось.

Кроме желания попытаться сделать это в следующий приезд В. И. Ленину хотелось поближе познакомиться с Италией и ее народом, побывать в северной части страны. Он мечтал о поездке осенью 1908 года вместе с Марией Ильиничной и Дмитрием Ильичем.

В. И. Ленин писал Марии Александровне:

«Хорошо бы было, если бы она ( М. И. Ульянова — Авт. ) приехала во второй половине здешнего октября, мы бы тогда прокатились вместе в Италию. Я думаю тогда отдохнуть с недельку после окончания работы (которая уже подходит к концу) 11-го X я буду на три дня в Брюсселе, а потом вернусь сюда и думал бы катнуть в Италию. Почему бы и Мите не приехать сюда? Надо же и ему отдохнуть после возни с больными. Право, пригласи его тоже,— мы бы великолепно погуляли вместе. Отлично бы было погулять по итальянским озерам. Там, говорят, поздней осенью хорошо. Анюта приедет к тебе, верно, скоро, и ты тогда посылай и Маняшу и Митю».

Поездке с сестрой и братом в Италию не суждено было состояться. Ну а что Горький? Что переживал он, когда уехал Ленин?

«После его отъезда у Горького было грустное настроение, с которым он долго не мог справиться» 6 ,— писала Мария Федоровна Андреева.

6 В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы. М., 1969, с. 407

Но она помнила о поручении Ленина и не теряла надежды на возвращение Горького к большевикам. При вторичном приезде Владимира Ильича на Капри Мария Федоровна скажет ему:

— Боялась — не вырвать Алексея из богдановской паутины. В их разглагольствования со всей страстью уверовал, Вашу непримиримость осуждал..

* * *

В конце 1908 года страшная трагедия произошла в Италии. Древний город и порт Сицилии Мессина был разрушен сильнейшим землетрясением. Более половины жителей города — свыше восьмидесяти тысяч человек — погибло под руинами. Алексей Максимович Горький глубоко сочувствовал народному бедствию. Он перевел в Итальянский банк крупную сумму из личных средств, обратился через печать с воззванием оказывать помощь пострадавшему населению. Из России на имя Горького стали поступать деньги, которые он переводил в банк.

Сразу же после катастрофы Горький выехал в Мессину и оставался там несколько дней. Его поразили героизм людей, работавших на расчистке города и спасавших раненых, отсутствие паники и отчаяния. Причитавшийся ему гонорар за книгу «Землетрясение в Калабрии и Сицилии» Горький отдал пострадавшим.

Существенную помощь оказали населению русские моряки военных кораблей, проводившие в то время учения в Средиземном море. Спасательные команды с продовольствием, медикаментами, палатками, носилками, саперными инструментами первыми прибыли в город. Итальянское правительство учредило золотую медаль с надписью «Мессина — мужественным русским морякам Балтийской эскадры» и серебряные медали отличившимся морякам.

Позднее в Мессине на фасаде муниципалитета торжественно была открыта мемориальная доска в память подвига русских моряков

* * *

В 1909 году Богданов и его сторонники организовали на Капри фракционную партийную школу. С самого начала подготовка школы шла без участия большевистской редакции газеты «Пролетарий» и сопровождалась агитацией против нее. Минуя общепартийные центры, инициаторы школы вступали в контакт со многими местными партийными комитетами в России, создали самостоятельную кассу и проводили сбор денег, организовали свою агентуру. Было ясно, что под видом школы создавался идейно-организационный центр, откалывавшейся от большевиков фракции.

Задачу отбора слушателей взял на себя Н. Е. Вилонов — рабочий, большевик. Заболевшему туберкулезом после пыток в царских застенках Вилонову товарищи помогли уехать за границу для лечения, и он оказался на острове Капри. Здесь он сблизился с Горьким, Луначарским и другими членами русской колонии острова. Ему пришлась по душе идея Богданова организовать школу, он уехал в Россию и вскоре вернулся с группой рабочих-слушателей.

Горького, так же как и Вилонова, увлекала идея создания школы. Он искренне обрадовался приезду рабочих, возможности непосредственно общаться с революционной массой, через них соприкоснуться с далекой Россией. «Приехавшая сюда рабочая публика — чудесные ребята,— вспоминал он,— и я с ними душевно отдыхаю.» 7

7 Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1955, т. 29, с. 97

Горький поддержал школу материально, предоставил для занятий виллу. С увлечением читал он слушателям лекции по истории русской литературы. Тщательно готовясь к ним, составлял конспекты, перечитывал заново Толстого, Тургенева, Короленко.

Совет каприйской школы послал формальное приглашение Ленину приехать в качестве лектора. Затем и слушатели написали письмо Владимиру Ильичу, в котором просили его прочитать им лекции на самые актуальные темы. 18 августа 1909 года Владимир Ильич ответил, что его отношение к школе на Капри выражено в резолюции расширенной редакции «Пролетария». Он писал ее организаторам, что его взгляд на школу «как на предприятие новой фракции в нашей партии, фракции, которой я не сочувствую нисколько, не вызывает отказа читать лекции товарищам, присланным из России местными организациями. Каких бы взглядов эти товарищи ни держались, я всегда охотно соглашусь прочесть им ряд лекций по вопросам, интересующим социал-демократию. На Капри читать лекции я, конечно, не поеду, но в Париже прочту их охотно».

На Совещании расширенной редакции «Пролетария» в Париже 21 — 30 июня 1909 года обсуждался вопрос «Об отзовизме и ультиматизме» и о философских воззрениях отзовистов группы Богданова, Базарова, Луначарского и других. Возникновение партийной школы для рабочего актива на острове Капри, руководимой участниками фракционной группы «Вперед», также было расценено как попытка отзовистов и ультиматистов создать новый центр антибольшевистской фракции.

В резолюции совещания отмечалось, что большевистская организация «никакой ответственности за эту школу нести не может».

Указав в резолюции, что отзовисты, организуя антипартийную школу на Капри, преследуют свои особые, групповые цели, совещание осудило эту школу как новый центр откалывающейся от большевиков фракции. А Богданов (Максимов), отказавшийся подчиниться постановлениям совещания, был исключен из рядов большевиков, как лидер и вдохновитель отзовистов, ультиматистов и богостроителей, ставший на путь ревизии марксизма.

В статьях «О фракции сторонников отзовизма и богостроительства» и «Позорный провал» В. И. Ленин дал подробную историю школы и ее характеристику 8 .

8 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 19, с. 74-108, 131-133

Партийные организации, узнав об антипартийной направленности каприйской школы, принимали резолюции, в которых осуждали школу, отзывали посланных ими слушателей и предлагали им выехать в Париж к Ленину.

(Продолжение следует)

В 2009 году в Вене была обнаружена уникальная картина. На рисунке, датированном 1909 годом, молодые Владимир Ульянов (Ленин) и Адольф Гитлер играют в шахматы. На обороте имеются подлинные автографы двух будущих лидеров Советской России и фашистской Германии.
Вместе с картиной обнаружена деревянная шахматная доска, которая, возможно, использовалась для этой игры. Картина и доска будут сегодня, 16 апреля, выставлены на аукцион в британском Шропшире. Стартовая цена лота - 40 тысяч фунтов.
Сама картина - под катом.

Рисунок был написан Эммой Левенстремм, которая преподавала Гитлеру изобразительное искусство в Вене.

100 лет назад, в 1909 году, молодой Адольф Гитлер жил в Вене, где пытался сделать карьеру художника. Там же жил и Ленин, находившийся в изгнании. В 1909 году Гитлеру было 20 лет, а Ленин был почти вдвое его старше. Дом, в котором они предположительно запечатлены, в тот период был известен, как место, где собирались политики и проводились дискуссии. Дом этот принадлежал зажиточной еврейской семье, которая бежала из Австрии накануне мировой войны, оставив своему домоуправляющему и рисунок, и сами шахматы.

Теперь правнук дворецкого выставил на аукцион оба предмета.

Продавец уверен в подлинности обоих вещей. Об этом говорит документ на 300 страницах, включающих результаты исследований и экспертиз.

Как сообщает Daily Telegraph, эксперты тем не менее подвергают сомнению рисунок, высказывая мнение, что на нем может быть изображен не Ленин, а один из его соратников.

"Это звучит слишком сенсационно, чтобы быть правдой. Однако есть результаты исследований и экспертиз. Экспертиза подписей на обороте рисунка подтверждает на 80% их подлинность. Имеются также данные, подтверждающие реальность предполагаемого автора – Эммы Левенстремм. Подробности пребывания Ленина в Вене не слишком изучены. Известно, что в этот период он написал "Материализм и эмпириокритицизм" и действительно играл в шахматы", – приводит издание слова продавца рисунка и шахмат Ричарда Вествуда-Брукса.

По мнению некоторых экспертов, рисунок не может быть подлинным, так как по официальной версии биографии Ленина, 1909 год он провел в Франции, и о его поездках в Австрию в этом году ничего не известно.

Исследователи указывают, что к 1909 году Ленин уже почти окончательно облысел, а на картине соперник Гитлера имеет шевелюру. К тому же в изгнании будущий вождь русской революции редко пользовался псевдонимом "Ленин", который обозначен на рисунке.

По мнению экспертов, вполне вероятно, что на рисунке Гитлер играет в шахматы с каким-то австрийским социалистом из секции Второго Интернационала.

Шахматы игра – царей. С этой истиной сложно поспорить, учитывая, что поклонниками этой игры из русских правителей являлись Иван Грозный, Петр I, Екатерина II. Но, чтобы два руководителя крупнейших мировых держав сыграли совместную партию. Это событие из области фантастики. Тем не менее, немецкий историк утверждает, что однажды в шахматы сыграли Гитлер с Лениным.

Встреча в Вене

Можно было бы предположить, что совместная партия в шахматы могла произойти между Сталиным и Гитлером в конце тридцатых готов, когда две страны находились в нейтральных отношениях. Но представить себе Ленина и Гитлера за шахматной доской, крайне сложно, ведь эти два человека не только являлись представителями разных поколений, но и политическими деятелями стали в разные исторические эпохи. Тем не менее, теоретически они могли встречаться. Оба проживали в Вене в первое десятилетие двадцатого века. Гитлеру в ту пору было чуть больше двадцати лет. Он ютился в небольших апартаментах на третьем этаже доходного дома на Фельберштрассе. Неподалеку жил и Владимир Ильич Ленин, страстный поклонник шахмат. Причем оба политика находились в подавленном моральном состоянии. Гитлера не приняли в Венскую академию учиться живописи, а Ленин не мог вернуться в Россию из-за политических гонений на него. В Вене Ленин должен был встретиться с Троцким, чтобы осудить содержание нелегальной литературы отправляемой через границу в Российскую империю. Именно здесь в самом центре Европы в 1909 году в одном из кафе произошла встреча двух самых известных политических деятелей XX века.

Политические гроссмейстеры

Данное, утверждение можно было бы принять за исторический анекдот, если бы встреча двух политиков за шахматной доской не была изображена на этюде художницей Эмой Ловенштамм. В те годы в Вене было много уличных художников, которые писали все подряд. Женщину заинтересовала игра в шахматы двух господ, принадлежащих к разным социальным слоям: респектабельного Ленина и полунищего, неудавшегося художника Гитлера. Девушка не блистала талантом, но оставила после себя несколько сотен рисунков. Однажды в 1994 году их перебирал немецкий историк Феликс Эденхофер. Его чуть не хватил инфаркт, когда он увидел этюд, на котором играют в шахматы два самых знаменитых политика XX века, перевернувших историю человечества с ног на голову. Рисунок мгновенно неимоверно вырос в цене. Разумеется, историку не поверили. Но, он с фактами в руках доказал, что Эмма Ловенштамм действительно жила в Вене в 1909 году, как и то, что в городе в это время находились Адольф Гитлер и Владимир Ленин. Самое фантастическое, что им были найдены даже два свидетеля необычной шахматной партии. Ими оказались член Международного филологического общества, доцент Эрих Ф. Ригер и друг Гитлера по кутежам в пивных Август Кубичек. Оказалось, что они оба в своих мемуарах вскользь упоминали о шахматной партии Гитлера и Ленина. Об этом говорилось и в одной из ранних биографий Гитлера составленной Конрадом Хайденом. Но, главное, на рисунке оказалась надпись: «Гитлер с Лениным играют в шахматы». Почерковедческая экспертиза, заказанная немецким историком, подтвердила – писал Ленин.