«Идеальный учитель. Эссе на тему «Мой идеал учителя Мой педагогический идеал эссе

Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники – это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения. Таким образом, общество, как бы постоянно запаздывает. Какой же выход? Может быть, необходимо начинать менять сложившийся стереотип в обществе уже сегодня? Каким образом? Во-первых, должны произойти качественные изменения в образовании педагога. Акценты в образовании будущего учителя должны сместиться в сторону психолого-педагогических дисциплин, возможно, необходимо внедрение таких дисциплин, которые бы способствовали развитию в будущем учителе именно его творческой основы.

Об этом качестве учителя, как одном из важнейших, говорит Ф. Н. Гоноблин в своей книге «Очерки психологии советского учителя»: «предметом деятельности педагога являются живые люди с их сложнейшим многообразным и изменчивым психологическим миром». Учитель – это призвание, учительство – это служение, а не работа. Потому учитель должен работать не ради заработка, не для выживания или пропитания, а для исполнения своей миссии на земле.

идеальный учитель – это такой, для которого учительство – смысл жизни. Его высшая корысть – быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении…

Потому мы опустим в наших рассуждениях необходимость материальной базы, о которой должно заботиться государство, а значит – министерство образования, его низшие подразделения, в том числе департамент и директор, а также гражданское общество, в том числе спонсоры и меценаты. Дело учителя – учить, а дело общества – дать учителю достойные средства к существованию.

И больше не будем к этому возвращаться. Идеальный учитель никогда не самый яркий.

Он вообще не должен быть ярким, ибо он только передает через себя послание ученику.

Эссе на тему "Мой идеал учителя". (на примере учителя литературы). Изучая классические тексты, ученик обретает перспективу, с которой его взору раскрывается предназначение в мире. Без осознания этого предназначения невозможно принять судьбу народа, невозможно прожить жизнь зрелым и ответственным человеком. От изучения литературы зависит человеческая полноценность, и это в равной мере касается настоящего и прошлого. Произведения служат исходной точкой размышлений об исторической роли всего человечества и народа о месте человека в мире. Есть люди, которые полагают, что ни к чему обременять себя рассуждениями о месте человека и о смысле истории. Но мы говорим о детях, которым предстоит сделать этот выбор, и они должны быть подготовлены к нему школой. Иными словами, вкус подобных размышлений должен быть им знаком, и потому мы обязаны учить их всемирной и русской литературе. Помимо всего прочего, без знания классических текстов детям не удается разобраться в сложных вопросах литературы и, тем более, жизни. Согласившись с этими утверждениями, мы оказываемся перед лицом конкретной проблемы, которую необычайно трудно разрешить: как преподавать литературу в современной школе? Мы не можем требовать от ученика, чтобы он стал иным, т. к. мы сами воспитали своих детей такими, какими они приходят в класс. Но каким быть учителю литературы, что он должен уметь, знать - об этом мы обязаны думать и говорить, т. к. изменить положение к лучшему вполне в наших силах. Поскольку знание классических текстов необходимо для формирования самосознания и одновременно служит отправной точкой для размышлений о предназначении человека и мира, учитель должен владеть материалом в обоих аспектах - ценностном и философском. Литература должна быть понятна ему как: 1. источник системы знаний; 2. основа мировоззрения. На учителя литературы возложена двойная ответственность. Он представляет фундаментальные ценности в школе и одновременно является ключевой фигурой в изучении литературы. Учитель обязан участвовать во всем, что так или иначе связано с изучением литературы, ведь на нем лежит ответственность за то, какими глазами будут смотреть на мир, жизнь и самих себя ученики. Нарисованный мною образ может показаться идеальным. Безусловно, чтобы справиться со своей задачей, учителю литературы необходимо иметь глубокие, всесторонние знания. Для этого он должен получить соответствующую подготовку. Учитель не сведущий в фольклоре, не имеет ключа к традиционной интерпретации к традиционной литературе. В лучшем случае он сумеет познакомить учащихся с "памятником литературы", окаменелым, безжизненным и, как все памятники, лишь внешне напоминающие оригинал. Фольклор донес до нас тысячелетний опыт интерпретации сказаний. Он - те единственные вечные открытые врата, через которые можно войти в мир русской традиции приобщить к ней учащихся. Если именно такова цель литературы, ему необходимо научиться смотреть на каждое слово литературы через призму фольклора. Громадную помощь в этом способны оказать традиционные комментарии, но в идеале школьный учитель литературы должен хорошо знать обучаемый предмет. В наше время "хорошо знать" означает "уметь отыскать", уметь найти нужный материал и воспользоваться им. Для этого существуют многочисленные источники, тематические и именные указатели и справочники. В литературной традиции преемственность поколений - необходимое условие учебы. Поэтому так важно, чтобы отношения учителя и учеников были отношения единомышленников, устремленных к общей цели, старшего и младшего звена единой цели. Это напоминает не столько взаимоотношения профессора и студента, сколько мастера и подмастерья. Один передает традицию, другой приобретает. Учитель литературы дисциплинировать свою мысль. Он должен научиться мыслить последовательно и систематично, не теряя нить рассуждений, не меняя на ходу направление мысли. Учителю необходимо искусством точной и краткой формулировки, чтобы зафиксировать эмоциональный и образный материал урока в логической форме, легко укладывающийся в создание современного ученика, который тратит больше времени на решение математических задач, чем на чтение книг. Учитель литературы должен быть широко образованным человеком. Единственный путь к этому - постоянное чтение. Для того чтобы читать сложные литературные и философские произведения, - и только для этого, - необходим наставник. Многие тексты невозможно понять самому, для их понимания необходим круг знаний, которым владеет научный руководитель. Постоянный научный руководитель в разных областях самообразования, который вводил бы в проблематику сложных текстов, должен быть у каждого учителя. Остроте и глубине мысли в гуманитарных науках в немалой степени содействует взаимодействия смежных дисциплин. Предмет включает в себя целый спектр литератур, в центре которых стоят очень далекие друг от друга вопросы. Ученик не может расчленить свое сознание на изолированные клеточки - темы. Он должен ощутить их единство. Учебная программа должна обеспечить такую возможность и преподаватели должны уметь использовать ее.

Эссе: «Мой идеал учителя»

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь»

В. О. Ключевской

Почему я выбрала этот жизненный путь, эту непростую профессию? Мне кажется, что учителем надо просто родиться и ощущать себя учителем не только с того момента, когда ты, переступив порог класса и впервые взглянув детям в глаза, понимаешь, что начинается совсем другая жизнь, совершенно не похожая на ту, которая была до этого. Понимать и ощущать себя учителем надо гораздо раньше – возможно в школе, в институте.

Став учителем изобразительного искусства и технологии, я как бы открыла для себя новую страничку. И эта страница для меня самая увлекательная и интересная. Учитель изобразительного искусства не только учит рисовать учеников, а прививает в них положительные качества человека, воспитывает достойными гражданами своей Родины, своего народа. Как научить ребят любить Родину? Думаю, сердцем и любовью.

Идеальному учителю интересен процесс развития ребенка, его результаты, удивляется и радуется его успехам, а ребенок чувствует, что интересно учителю. Идеальному учителю интересно формирование души, образа ребенка. Учитель должен знать, что каждого из них сопровождают те или иные обстоятельства жизни – родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию или к лидерству.

Идеальный учитель это тот, который может внушить своему ученику, что он личность, что он полноценный член общества, что его взгляды разделяются и воспринимаются нужным образом, что он имеет право на свое мнение и к этому мнению прислушиваются…

Идеальный учитель ни в коем случае не должен позволять себе – унижать ученика, оскорблять, особенно в присутствии сверстником, показывая свое превосходство или свою власть над ним при этом, показывая ему, что он стоит на какой-то нижней планке, принижать его умственные способности или обсуждать эти способности при других.

Все дети талантливы. И моя задача – в каждом ребенке увидеть талант и развить его. Это цель каждого моего урока. Если спросить у ребенка, зачем нужен учитель, он ответит: « Чтобы учить и ставить оценки». У вернувшегося из школы сына мама в первую очередь спрашивает, какую оценку он сегодня получил. До чего же важную роль играют оценки в школьной жизни! Сколько из-за них проливается слез, сколько рождается обид и восторгов, обманов и унижений.

Передо мной детские рисунки…

…Это огромный мир, наполненный своим светом. Это образы, скрывающие в себе колоссальные возможности человеческой фантазии, интуиции, творческого воображения. Понять, оценить. Какой это не легкий и ответственный труд! Мы, конечно, понимаем, что оценка – это не цифра на полях тетради, не отметка в дневнике. Оценка – то, что мы ценим в ребенке, в его работе, в жизни, то, что он ценит в себе и в нас. А как оценивать художественное развитие ребенка, его творчество? Как понять его духовный мир? Творчество – это то, что рождается свободно, по внутреннему убеждению, из глубины души. Меня всегда поражает цвет и фантазия в детских работах. Нам, взрослым, очень трудно понять, чем руководствуется ребёнок в своём творчестве. Учитель может лишь предположить, в каком направлении будет двигаться его младший коллега, оценить, насколько удалось ребенку воплотить свой творческий замысел. Образы, предметы, линии, цвет в рисунках детей живут и разговаривают друг с другом, они плачут, радуются вместе с автором. Смешные человечки, зелёные кошки, цветные дожди, необычные деревья и животные - всё это у взрослого вызывает улыбку. Но для ребёнка это его жизнь, потому что всё, что делает ребёнок на плоскости листа, он делает с великой любовью, проживая и чувствуя каждый этап соей работы.

Творческие способности ребенка можно понять и оценить, но нельзя измерить, особенно по нашей традиционной пятибалльной системе. Со временем я поняла, что оценивать творчество нужно более тактично, используя другие критерии, которые я разработала. В результате учащиеся становятся более самостоятельными и уверенными в себе, перестают бояться получить на уроке плохую отметку. Духовный мир ребенка – как он труднодоступен! Он маленький и большой, закрытый и открытый, и всегда чистый, как лист бумаги. Мы «засоряем» его своим поведением, своей недосказанностью (нам всегда некогда!), своим отношением к нему. Нам кажется, что мы понимаем его, этот мир, и не понимаем его одновременно. Нам, порой, нельзя и близко « подходить» к нему, а мы вмешиваемся, советуем.

Ребенок тянется к красивому, прекрасному. И что же другое, нежели искусство (музыка, живопись, литература, архитектура) может помочь этому созданию стать лучше и совершеннее?!

Идеальный учитель должен с первого «соприкосновения» с ребенком «отобрать» необходимый материал и «преподнести» так, чтобы ребенку стало интересно. А далее – ребенок «втягивается» в этот «процесс» и уже не может жить без прослушивания музыки, без посещения выставки или концерта. А далее он сам становится творцом прекрасного – рисует, сочиняет, придумывает. Как знать, может потом, когда-нибудь он тоже станет великим и известным, как многие великие и известные поэты, художники, композиторы?! И помогли ему таким стать нет, не мы, а красивое и прекрасное «великое искусство».

Люди, как и весь мир, бывают очень разными. Некоторые ходят медленно и вразвалку. Кто-то бегает вприпрыжку и ходит по бордюрам, блестя восторженными глазами. Кто-то любит петь, танцевать, а кто-то путешествовать. Но…“Кто я?” Не раздумывая: “Я – учитель”. Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было бы сказать: “Я – мать”, или “Я – женщина”. Но “Я – учитель!” Учитель – не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт, спеша изо дня в день на уроки. Иначе это назвать нельзя, ведь мысли учителя постоянно о школе: днём, вечером, ночью, во время каникул и отпуска.

Никакой компьютер, даже самая совершенная техника, не может заменить живое, эмоциональное учительское слово. Дети, как «губки» - они впитывают в себя все, что говорит учитель, использую те же жесты, мимику. Учитель для ребенка – это идеал, к которому он хочет подражать. Это требует больших знаний, навыков и педагогического мастерства. Когда я готовлюсь к урокам, то стараюсь найти больше интересного и занимательного материала. Ведь вместе с детьми я тоже «учусь». Каждый учитель должен понять, что во все времена учитель всегда был просветителем. Самое главное достижение учителя – это ученик, ставший успешным в современном мире!

Получить красный диплом учителя может каждый, но нет никакой гарантии, что это действительно тот человек, который сможет научить детей. Учитель – это призвание, учитель должен быть от Бога, т. е. им надо родиться. Труд этот не легкий, кропотливый, а иногда не благодарный.

Но это все компенсируется, когда ты видишь первые робкие, неумелые линии и пятна, из которых постепенно выходят красивые рисунки, и блеск в глазах ребенка, с криком: - «У меня все получилось!».

Проблема личности учителя сложна и неоднозначна. Но сколько бы не было мнений на этот счет, наверное, главными критериями в этом вопросе должны являться не педагогическое образование, не стаж работы в школе, а искренняя любовь к детям. Очень важно, чтобы в жизни ребенка обязательно были люди, которые могли бы его понять и принять таким, как он есть.

Пока живут на свете учителя и ученики, мир находится в постоянном развитии, которое ведет к обновлению, духовному обогащению, моральному совершенству.

Эссе написала учитель МКОУ Шебертинская СОШ Пискунова Наталья Александровна.

Государственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 000

Конкурсное сочинение на тему:

«Идеальный педагог. Какой он?»

Ученицы 8 «Б» класса

Луарсабовой Илоны Давидовны

e-mail: *****@***ru)

e-mail: *****@***ru)

Москва 2010

Вряд ли когда-нибудь мне пришлось бы задуматься над этим внешне вполне понятным и простым вопросом: какой он, идеальный педагог? В самом деле, в повседневной жизни мы, как правило, называем преподавателей учителями. Это привычно, понятно и удобно. Но вот могу ли я каждого учителя назвать педагогом, тем самым уравнивая эти слова в своем лексическом значении?

Наверное, идеальный педагог – это тот, который действительно способен чему-то научить, оставить память о своём предмете на долгие годы. Уроки такого педагога будут маленькими праздниками, а не чем-то тяжёлым, мучительным, где, по выражению одного моего знакомого преподавателя, «отсиживают срок». Стать интересным, правда, довольно-таки тяжело, и не для всех направлений возможно. Так, например, не все дети обладают математическим складом ума, и таким ученикам тяжело привить любовь к решению задач, извлечению корней и нахождению x-ов. Но попытаться-то можно всегда.

Я предполагаю, что Учитель – это призвание свыше, а педагог - это профессия, это некий сгусток умений и навыков, который рождается благодаря теоретическим познаниям и практическим опытам на собственных уроках. Время педагога ограничено - 45 минут урока. Что он успеет за эти 45 минут? - этим проверяется мастерство педагога.

Значит, в первую очередь, нужно добиться идеальной дисциплины. И тут совсем не обязательно действовать криком, шумом, приказным тоном и прочими агрессорскими методами воздействия – кроме агрессии в ответ никакого эффекта от них и не будет. Можно, конечно, попытаться пойти на компромисс, о чём-то договориться, однако, если рассказ педагога будет интересен, проблем с аудиторией не должно возникнуть вовсе.

И тут мы, уже заметив, что все качества в данном случае зависят друг от друга, подходим к следующему пункту. Повествование на уроке.

Педагог должен хорошо знать материал по своему предмету, причём не только в рамках программы, но и вне её. Никогда не поздно расширять свой кругозор, а тут, можно сказать, и практическая польза есть. Кроме того, надо обладать хорошей, грамотно поставленной речью – ведь педагога будут слушать дети, люди того возраста, в котором вся информация ещё хорошо «впитывается», и если им постоянно говорить «нет пальта», то и они сами начнут слово «пальто» склонять. Кроме таких грубых грамматических ошибок, исключить следует и речевые – необходимо тренироваться в построении предложений и связке их в тексте (например, самому пытаться писать какие-то сочинения). Чтобы рассказ звучал интересно, мне кажется, сначала нужно ввести во «внутренний словарь» учеников терминологию так, чтобы дети ею пользовались столь же свободно, сколь свободно пользуются обычными, обиходными словами. Возможно, придётся связать с терминами какие-то ассоциации, необычные истории. Это будет непросто, но результат того стоит - когда ученик знает все необходимые по программе слова, объяснить ему с помощью них тему уже будет проще и доступнее – проще – для педагога, доступнее – для ученика.

Педагог не должен забывать о юморе – лёгком, изящном – таком, который не породит волну вульгарного смеха среди учащихся, а даст лишь повод немного расслабиться. Педагог должен уметь отвечать – с долей шутки - на вопросы глупые или провокационные; честно, не добавляя «воды» - на вопросы «нормальные». Ни в коем случае он не должен навязывать своего мнения ученикам – напротив, он должен учить их мыслить и делать выводы самостоятельно, чтобы они тем самым приобретали навык, который весьма пригодится в дальнейшей жизни.

Педагог не должен забывать о том, что в школу приходят учиться без багажа знаний, что там только осваивают темы – а значит, вполне ещё могут допускать ошибки. Он ни в коем случае не должен отказывать в помощи ученику, который что-то не понял. Многие педагоги полагают, что хорошисты и отличники, априори , всё понимают с первого раза, а, возможно, даже и заранее знают. Напротив, тех, кто успевает плохо, он должен поощрять – возможно, где-то даже завышать оценки, чтобы взращивать стимул догнать остальных.

Если говорить о главном человеческом качестве педагога, то я склонна употребить ёмкое слово «порядочность». В современном мире, к сожалению, слишком редко мы можем охарактеризовать так того или иного человека, однако смысл этого слова всё ещё не забыт, на что я искренне и надеюсь.

Говоря о порядочности, я вспомнила ещё один пункт, который, по моему мнению, не следует забывать педагогу… он должен не только требовать от учеников внимания к своему предмету, но и со своей стороны оказывать внимание ученикам. Преподаватель и сам должен радоваться уроку, ни в коем случае нельзя ему прямо заявлять ученикам о том, что сегодня не хочет видеть их/проводить урок (да-да, случается и такое), потому что даже если это так – надо переступить через себя, вновь «натянуть» на лицо улыбку и сделать вид, что всё-как-всегда-хорошо…

Ведь всё-таки педагог – это человек науки, преподаватель грамотный, а учитель – это человек. Ему допустимы погрешности, если конечный результат достигнут. Но он должен быть и психологом – чтобы видеть, какие проблемы у каждого ученика, чтобы помогать ему, чтобы разговаривать с ним как с индивидуумом, а не единицей человеческого «стада».

И именно поэтому каждый предмет в школе должен вести педагог, но классным руководителем я бы хотела видеть Учителя, потому что школа на время обучения становится второй семьёй.

Эссе «Мой идеал педагога»

воспитателя детского сада

Поленовой Юлии Владимировны

«Кто в мир дошкольника раз попал, остался сердцем там навеки.
Ничто неважно в жизни так, как эти маленькие дети.
И воспитатель их ведет по первой жизненной дороге.
На все вопросы Что? Как? Где? найдут ответы педагоги.
И для родителей всегда готовы добрые советы.
Ведь для детишек мы живем на этой солнечной планете…»

Первая строка из отрывка этого стихотворения заставила меня, воспитателя детского сада, взяться за перо и порассуждать.

Профессия «воспитатель» обрела высокий уровень массовости и распространенности в современном обществе, но, несмотря на всё, в непростую эту профессию чаще всего приходят всё-таки по призванию!

Так же, как по призванию становятся учеными - практиками, инженерами - строителями, военными, хирургами и даже судьями.

Я с детства осознано готовилась стать акушером или, если ещё точнее сказать, помогать только что родившимся детям, быть врачом-неонатологом.

По ряду причин мечта моя не осуществилась, на Ямале, к сожалению, пока нет медицинской Академии, но обстоятельства сложились так, что с детьми я все-таки связала свою жизнь, а точнее профессию, получив педагогическое образование, педагога дошкольного образования – «воспитатель». И теперь, проработав воспитателем 11 лет, могу с уверенностью сказать, что не считаю слова из отрывка стихотворения «…кто в мир дошкольника раз попал, остался сердцем там навеки…» единственно верными. Могу с уверенностью сказать, зная ни мало примеров, многие педагоги, «в мир дошкольника раз попав» может, и остались там «навеки», но не «сердцем». «Идеал педагога» у каждого свой.

Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живём. И доверить свое маленькое сокровище хочется тому, кто знает «настоящую цену» маленькому, по-настоящему, бесценному человечку.

Педагог – это в первую очередь авторитет и пример для подражания. И какими вырастут вверенные ему малыши, во многом зависит от него. Наверное, главное в профессии воспитателя – всем сердцем любить своих воспитанников, ведь чужих детей не бывает, а главный принцип в работе: «Детский сад для ребёнка - второй дом, а воспитатель - вторая мама».

В любой профессии главным качеством является профессионализм, но без любви к детям, незачем переступать порог детского сада.

Считаю педагога идеальным, если он отвечает двум «П», т.е. профессионал своего дела и высокопорядочен. «Профессионал» всегда достигнет цели своей деятельности, преобразовывая в педагогическом процессе все стороны личности воспитанника, формируя его отношения к самым различным сторонам жизни: обществу, природе, науке, друзьям, родителям, искусству, труду, творчеству, развивая способности, задатки, интересы, и много - много чему еще.

Если мы считаем конкретного педагога «высокопорядочным», значит он порядочен во всем, в любой сфере деятельности, в своих поступках, в любых мелочах, в отношениях с людьми разных национальностей, социального статуса или уровня культуры. Хочу привести пример. Если не сложились отношения с воспитанником или с его папой или мамой, изначально не пошел, как говориться «контакт», какой-то воспитатель бросит в сердцах: «можете уходить в другой сад», да и такое бывает. Мой «идеальный педагог» постарается, несмотря ни на что, полюбить этого ребенка, найти к нему «ключик», а не перенести негатив на него, никакие обстоятельства не отразятся на взаимоотношениях между ними. Вот так-то!

Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти человек с большой буквы. Старания моего «идеального педагога» направлены на то, чтобы дети выросли честными и справедливыми гражданами своей страны, любящими окружающий мир, природу, людей, чтобы могли отличать хорошие поступки от плохих поступков, всегда умели достойно постоять за себя и своего товарища, чтобы могли любить, чувствовать и понимать прекрасное. Потому что он сам «любит», «ценит» и «понимает», потому что он сам, по – настоящему искренний и ему хочется доверять.

Я знаю точно: детей нельзя испортить добротой, любовью, уважением к его личности, я знаю точно, что эти постулаты и есть основа педагогики.

Кто – то из «Великих» сказал "…выбирайте всегда трудную дорогу, трудный путь, тогда точно дойдете…»

Я уверенна мой «идеальный педагог» идет всегда по «трудной» дороге, но уверенно и с легкостью!