Описательные обороты к слову общество. Описательный оборот: примеры

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому

Ирония всегда предполагает идеал, в большей или меньшей степени отличающийся от того, что есть в действительности.

Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» совершенно с серьёзным видом повествует о полицмейстере-взяточнике:
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

Тонкая, замаскированная за внешней учтивостью насмешка проглядывает в ироничном описании А.С. Пушкиным высшего света Петербурга в романе "Евгений Онегин":
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы.

Ещё один яркий пример пушкинской иронии из романа "Евгений Онегин":
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
А далее выясняется, какие же это «дела»:
...деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел да мух давил.

И.А.Крылов в басне "Лисица и Орёл" иронично утверждает противоположное тому, что думают об его персонаже:
- Отколе, умная, бредешь ты, голова?
- Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
В басне И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" звучит тонкая затаенная насмешка автора:
- Ты всё пела? Это - дело, - иронически говорит Муравей Стрекозе, считая в действительности пение безделием.

Слуга влиятельных господ,
С какой отвагой благородной
Громите речью вы свободной
Всех тех, кому зажали рот! (Ф.И.Тютчев. Вы не родились поляком...)

Целиком на иронии построено полное горькой усмешки стихотворение Н.А. Некрасова «Калиcтрат», написанное в 1863 году:
Надо мной певала матушка,
Колыбель мою качаючи:
«Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!»
И сбылось, по воле Божией,
Предсказанье моей матушки:
Нет богаче, нет пригожее,
Нет нарядней Калистратушки!
В ключевой воде купаюся,
Пятерней чешу волосыньки,
Урожаю дожидаюся
С непосеянной полосыньки!
А хозяйка занимается
На нагих детишек стиркою,
Пуще мужа наряжается -
Носит лапти с подковыркою!..

Где уж нам, дуракам, чай пить! – выражение, принадлежащее одному из ближайших друзей А. С. Пушкина Петру Павловичу Каверину (1794-1855). Чай здесь фигурирует потому, что в старину стоил дорого и пили его только богатые, «избранные» люди.
М. Ю. Лермонтов увековечил каверинские слова, использовав их в своем романе «Герой нашего времени» (1840). Там эти слова цитирует Печорин в своем разговоре с Грушницким:
«– Ты, говорят, в эти дни ужасно волочился за моей княжной? – сказал он довольно небрежно и не глядя на меня. – Где нам, дуракам, чай пить! – отвечал я ему, повторяя любимую поговорку одного из самых ловких повес прошлого времени, воспетого некогда Пушкиным» («Княжна Мэри»).
После выхода лермонтовского романа в свет эти слова стали крылатыми.

Разнообразна ирония в русской литературе: «насмешливая критика» В.Г.Белинского, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.Г.Чернышевского (образ «проницательного читателя» в романе «Что делать?»), сливающаяся со стихией юмора у Н.В.Гоголя, пародийная у Козьмы Пруткова, романтическая у А.А.Блока. Различные виды и оттенки иронии присущи произведениям В.В.Маяковского, М.М.Зощенко, М.А.Булгакова, Ю.К.Олеши, В.П.Катаева.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • знакомство с лексическими средствами связи предложений в тексте, в частности – с текстовыми синонимами и их разновидностью – описательным оборотом;
  • знакомство с одним из памятников культуры Древней Руси – иконой Владимирской Богоматери;
  • воспитание интереса к художественным ценностям, гордости за богатство творческого наследия своего народа, своего государства;
  • формирование умения видеть прекрасное; учиться понимать произведения искусства, мысли и чувства автора, вложенные в его творения;
  • развитие навыков пользования выразительными средствами языка, в частности – синонимами, описательным оборотом;
  • развитие творческих и познавательных способностей школьников.

Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ художественного текста, подбор выразительных средств лексики, создание собственного текста.

Оборудование: выставка репродукций икон Богоматери; карточки с текстом стихотворения А.Блока “Тишина в лесу” с пропущенными эпитетами, карточки со стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь”; презентация: Богоматерь Владимирская, иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, основные иконописные приёмы, особенности иконографии Богоматери, примерный план сочинения на тему: “Мысли, навеянные иконой”.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию темы

Чтение учителем эпиграфа к уроку:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века,
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.

А.С.Пушкин

1. Работа с эпиграфом

– О чём говорится в этом стихотворении?

– Какова его основная мысль?

– Какие ключевые слова подтверждают её? (Чувства, пища сердца, родное пепелище, отеческие гробы, по воле Бога, самостоянье, величие.)

– Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в словосочетания:

  • “родное пепелище” – ... (Наша история.)
  • “отеческие гробы” – ... (Память о своих предках.)

2. Проверка домашнего задания

– Смогли ли вы выписать из словаря определение слова САМОСТОЯНЬЕ? (В словарях – нет.)

– Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы. (Самостоятельность, уверенность, основательность, разумное существование.)

– Подберите синонимы к слову ВЕЛИЧИЕ. (Важность, значительность.)

– Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для эпиграфа к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

3. Определение целей

– Мы будем говорить о том, что должно быть важно для каждого человека – о памятниках искусства, которые создали наши предки, и поэтому мы должны их знать; а также будем работать с одним из средств познания и передачи мысли – со словом (основным предметом нашего изучения) и познакомимся с одним из способов связи предложе-ний в тексте – описательным оборотом и научимся его употреблять.

Запись темы в тетрадь.

II. Работа по теме урока

– Скажите, вам известно такое языковое явление, как синонимия? Что это за явление? Что оно нам даёт? Чего мы добиваемся, употребляя синонимы

1. Работа по подбору синонимов в стихотворении (карточки № 1) :

– Перед вами строфы из стихотворения А.Блока “Тишина в лесу”. В них пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы с вами из ряда синонимов, данно-го в скобках, попробуем выбрать самое точное слово и определить, какой эпитет использовал автор для характеристики того или иного предмета или явления, о котором говорится в стихотворении.

Бушевали ………………метели (ночные, чёрные, тёмные)
Заметали ………………пути, (лесные, полевые, густые)
И у ангелов не было силы
……………… свет до земли донести. (звёздный, яркий, блестящий)
Но ……………… силы устали (полночные, тёмные, магические)
В небе ……………… тучи клубить, (чёрные, тёмные, хмурые)
И деревья ………………перестали, (стонать, выть, гудеть)
И у ангелов силы хватило
……………светом леса ……………. (звёздным, солнечным, ярким,
озарить, осветить)
И деревья ……………… строем (торжественным, ровным)
Перед …………… лицом тишины (ясным, ярким, сильным)
Убеляются ………………покоем, (снежным, белым, светлым)
Исполняются ………………силой (светлою, яркою, блёклою)
……………… и немой белизны. (ледяной, холодной, студёной)
Чьё там брезжит ………………око? (лазурное, голубое, светлое)
Как поляна из звёзд – небеса.
В тишине голубой и ………………… (глубокой, далёкой, бездонной)
С ………………ратью своей многокрылой (дивной, чудной, волшебной)
Бог идёт сквозь ………………леса. (ночные, тёмные, чёрные)

Чтение полученного стихотворения и его анализ:

– О чем это стихотворение? (О рождестве Христовом.)

– Какие художественно-выразительные средства использует автор для создания образов?

– А можно ли заменить повторяющееся слово не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?

2. Определение описательного оборота

– Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.

Запись определения в словарики.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

– Как будет называться оборот, имеющий переносное значение? (Метафора.)

3. Работа с эпиграфом

– Вернёмся к эпиграфу. Давайте попробуем найти описательные обороты в этом стихотворении. (Родное пепелище, отеческие гробы.)

III. Подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением искусства, посвя-щённым библейской теме – иконой Владимирской Богоматери.

Репродукция иконы Владимирской Богоматери.

– Как вы думаете, случайно ли я выбрала именно этот жанр живописи (иконопись) для работы по развитию речи? (По литературе изучали летописи Древней Руси.)

1. Предварительная беседа об иконе

– Давайте посмотрим на иконы, которые есть у нас на выставке, и вспомним что вам уже известно об иконописи? (Психологические мотивы: чувство материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь, радость ликования; система условных приёмов: плоскостное изображение пространства, отвлечённый фон, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции; канон, символика цвета, доски и олифа.)

2. Основные иконописные приёмы

– Для чего стали писать иконы?

– Как вы думаете, только ли культовое назначение имеют иконы? (Это эстетический опыт народа, средство художественного познания мира.)

– Кого из русских иконописцев вы знаете? (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и др.)

Презентация: несколько икон А.Рублёва, Ф.Грека и др.

– Как вы считаете, почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что ещё этому способствует? (Эмоционально-образное воздействие – изображение чувств, близких каждому человеку и пережитых им.)

– Хотя мы с вами находимся не в православном храме, а в храме наук-школе, мы всё-таки попробуем проникнуть в тайну иконы, вдуматься в её содержание и увидеть не только линии и краски, но и определить, какие чувства вложил художник в своё произведение искусства.

Индивидуальное сообщение об истории создания иконы. Презентация: икона Владимирской Богоматери.

– Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (XV в. – Аристотель Фиоравенти – Успенский собор, нач. ХХ в. – реставрация 1918 года – Третьяковская галерея.)

Индивидуальное сообщение о роли иконы в истории страны.

Релаксация. Музыка Вивальди.

– Всмотритесь ещё раз в лица святых, изображённые на иконе. Как ласково, нежно смотрит на своего сына Дева Мария… Как доверчиво прижимается к ней младенец… Ещё беззаботен его лик. Радуется он общению с мамой. Самые искренние, самые радостные мгновения изобразил неизвестный художник в своём произведении.

Беседа по содержанию иконы.

– Давайте подумаем, какие чувства отобразил художник?

– Какого цвета одежды Богоматери и Христа? (Христос – в светлом с золотым сиянием – знак Божественного; Мария – в тёмно-бордовом покрывале – мафории с тремя звёздами – символ царственного достоинства.)

– Давайте ещё раз посмотрим на лики святых. В чём их особенность? (ЛИК особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы; они не похожи на лица людей, которых мы встречаем в жизни – это человек святой, т.е. уподобившийся Богу.)

Подбор эпитетов из ассоциативного ряда чувств и запись в тетрадь.

– Всмотритесь в черты лица, выразительность глаз, наклон головы, движение рук Матери. Из написанных на доске слов выберите те, которые вам помогут передать ваше впечатление и описать состояние души Матери, переданное иконой.

Презентация:

  • грусть радость
  • печаль нежность
  • кротость ласка
  • тревога умиление
  • страдание гордость
  • скорбь любовь

Презентация: слова акад. М.Алпатова.

– Искусствовед академик М.В.Алпатов так писал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына”.

IV. Работа над стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь” (карточки № 2)

Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение?

– Найдите выразительные средства, с которыми мы познакомились сегодня.

Составление устного описания иконы.

Чтение отрывков из сочинений, написанных ранее.

“Огненный фон считается символом царского рода: Бога-Отца, Девы Марии и сына Иисуса, но мне вдруг показалось, что этот цвет предвещает беды и несчастья, коварство и зло, которое совершат люди. Грусть, печаль я вижу в глазах Богоматери и обречённость перед жестокостью людей”. (Сычевский Александр)

“Впервые увидев икону Владимирской Богоматери в Третьяковской галерее, я задумалась о том, как возвышенно можно на полотне изобразить единство матери и ребёнка. Вы не замечали, как по-особенному она держит своего сына, как будто предчувствуя разлуку с ним. Мария нежно и задумчиво смотрит на него. Так может смотреть только любящая мать. Её глаза, как два бездонных озера, глубоки, печальны и грустны. На ней траурные одежды, хотя должна радоваться общению с сыном…

Богоматерь Мария!
Вечно ты горем полна,
Горем своим ты покрыта,
Пред горем своим ты одна.
Твои тоскующие очи
Печалью все озарены –
Так расставаться ты не хочешь
С созданьем Бога и любви.

А малыш радостно смотрит на маму и ласково прижимается к ней. Образ матери проникнут лаской, печалью и скорбью. А лицо ребёнка озарено нежностью, уважением и восхищением”.

V. Итог урока

– Дома вы попробуете написать сочинение на тему “Мысли, навеянные иконой…”, включив в него элементы описания. Может быть, у кого-то получится работа в стихах.

Примерный план (презентация):

1) История иконы.
2) Описание.

а) предметный план,
б) колорит (символика цвета),
в) особенности ликов святых.

3) Значение иконы для потомков.
4) Чувства и мысли, возникающие у вас, когда вы всматриваетесь в это произведение искусства.

– А чтобы написать сочинение, вспомним, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились?

Выставление оценок за урок.

Перифразы

Перифраза (от греч. periphrasis – окольная речь, иносказание) представляет собой описательный оборот, образуемый для замены какого-либо общепринятого наименования. Перифразы являются также одним из важнейших средств соотносительности способов языкового выражения.

На лексическом уровне перифразы относятся к синонимичным средствам выражения определённых значений, напр., голубой экран (телœевизор), белое золото (хлопок), слабый пол (женщины), желœезная леди (Маргарет Тэтчер), голубые каски (миротворцы ООН), чёрные береты (морская пехота), зелёный друг (лес), второй хлеб (картофель) и т.п. Считается, что перифраза - ϶ᴛᴏ один из важнейших способов отказаться от называния чего-либо обычным словом. Необычность перифразы состоит в том, что она, как правило, обладает яркой внутренней формой и сообщает важную информацию об объекте номинации.

Посредством перифразы можно обозначить предмет по одному, а иногда и по целому ряду характерных для него признаков. Так, напр., К.Батюшков в письме к Н.И. Гнедичу называл Украину отчизной галушек, вареников, волов, мазанок и чубов . Ср. также, как именует Америку с помощью перифразы Иосиф Бродский: …не ваш, но и ничей верный друг вас приветствует с одного из пяти континœентов, держащихся на ковбоях . Чем более характерен, чем более существен подмеченный признак, тем более удачна перифраза.

Термином «перифраза» в широком смысле объединяются разные по языковой природе явления – и описательные характеристики и оценки (голый – в костюме Адама ), и глагольные пары (вредить – приносить вред, советовать – давать советы ), и перифразы на уровне текста: Уж гаснет пламень мой, схожу я в хладную могилу – умираю (А.С. Пушкин). Существует мнение, что собственно перифразы следует отличать от описательных предикатов, ᴛ.ᴇ. от глагольно-именных словосочетаний, синонимичных глаголам (ср. подвергать критике и критиковать, производить ремонт и ремонтировать, принимать пищу и есть, питаться ). Описательный предикат, или расщепленное сказуемое, используется преимущественно в официальной речи, а соответствующий глагол, как правило, имеет межстилевой характер. Описательный предикат по сравнению с синонимичным ему глаголом обладает более широкими возможностями в плане лексической сочетаемости, ср. давать ценные (полезные) рекомендации – при невозможности *ценно (полезно) рекомендовать , подвергнуть резкой (нелицеприятной, уничтожающей ) критике, но нельзя *нелицеприятно, *уничтожающе критиковать . Основной функциональной особенностью перифрастических (описательных) предикатов, оправдывающей их наличие в лексико-фразеологической системе языка, является их способность уточнять и конкретизировать передаваемое значение с помощью определœений к существительным, что даёт говорящему большую свободу в их использовании.

По характеру номинации перифразы обычно классифицируют на образные и логические. Образные перифразы основаны на метафоре (солнце русской поэзии вместо А.С. Пушкин ) или метонимии (белые воротнички вместо служащие ). Логические или необразные перифразы состоят из слов, употреблённых в их точных лексических значениях: автор «Евгения Онегина, город на Неве, остров свободы . Перифразы поддаются развёртыванию. Возможность простой развертки образной перифразы говорит о том, что перед нами – метонимия: белые воротнички люди в белых воротничках – люди, которые носят одежду с белыми воротничками . Возможность пояснения перифразы через сравнение свидетельствует о том, что мы имеем дело с метафорой: царь зверей лев как царь среди зверей .

- (греч.). 1) околичность; риторическая фигура, заменяющая прямое выражение другим окольным, делающим слог тяжелым, непонятным; описательная форма выражения чего либо. 2) выражение той же мысли иными словами. Словарь иностранных слов, вошедших в… …

ПЕРИФРАЗ(А) [гр. periphrasis окольная речь] филол. описательное, непрямое выражение смысла (напр., «Северная Пальмира» вм. «Санкт Петербург», «ваш покорный слуга» вм. «я»). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ПЕРИФРАЗА см. ПАРАФРАЗА.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЗАГАДЫВАТЬ, загадать что, задумывать, замышлять; предлагать неизвестное на решенье себе самому, иному, или гаданью, ворожбе. Не загадывай в год, а загадывай в рот. Далеко вперед не загадывай. Отгадай, что я загадал? Загадай загадку. Я загадывал… … Толковый словарь Даля

Жен., лат. наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ, стать. Фигура стали осьмиугольная. Фигура мониторов походит на огромную черепаху. Это что за фигура? что за человек. | Изображенье, очерк вещи, подобие. Облака принимают иногда… … Толковый словарь Даля

Задача, шарада, ребус. См … Словарь синонимов

См. намек без обиняков... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. обиняк сущ., кол во синонимов: 4 загадка … Словарь синонимов

пери-

перифраза - ы, ж. и перифра/з, а, м., лит. Описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета. Примеры перифраз: царь зверей (вместо лев), небесная лампада (вместо луна), погрузился в сон (вместо… … Популярный словарь русского языка

пери- - (гп) περί образует слова со значением около, рядом, возле, кругом, вокруг. перигей точка орбиты Луны или искусственного спутника, ближайшая к Земле (противоп. апогей) периметр размер «окружности» фигуры период время обращения по кругу периферия… … Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого

ОКОЛЕСИТЬ, (обколесить) свет, обколозить зап. объехать, объездить, побывать всюду. Я обколесил Русь. ?? Мы обколесоли версты три, объехали, окружили, сделали лишку. Околеситься чем, окружиться, обгородиться, обставиться. ?? Новое колесо или ось… … Толковый словарь Даля