Бюджетное образовательное учреждение перечисляет обеспечение заявки на участие в аукционе на специальный счет участника закупок, открытый учреждению в Сбербанке. Каков порядок учета данной операции? Проводки по обеспечению контракта Средства для обеспечен

Основные расходы участника:

Сумма обеспечения заявки (возвращается после завершения торгов);

Плата, взимаемая с победителя торгов (составляется акт приемки передачи);

Расходы на программное обеспечение, сертификат электронной подписи для электронных торгов и т.д. (акты, лицензионный договор).

Законом N 44-ФЗ устанавливаются два вида обеспечения:

1) обеспечение заявки;

2) обеспечение исполнения контракта.

Сумма денежных средств, внесенная участником размещения заказа для обеспечения заявки на участие в аукционе (она должна быть возвращена заказчиком в некоторых, определенных законом случаях) с точки зрения бухгалтерского учета не является расходом организации, что следует из п. 2 ПБУ 10/99, поэтому на эту сумму делается проводка Дт 76 Кт51.Одновременно с этим в разрезе торгов делается проводка по забалансовому счету 009

После завершения аукциона сумма денежного обеспечения возвращается:

Что касается и всех затрат, напрямую связанных с участием конкурсе, до его завершения, сначала должны быть аккумулированы по Дт 76 счета. Так как до окончания торгов формально не относятся к расходам.

По заверении торгов возможно 2 варианта отражения указных расходов:

Аукцион выигран - Дт20,25,44 Кт76;

Аукцион проигран — Дт 91,2 Кт 76.

По расходам на ключ эцп для торгов затраты могут быть признаны единовременно путем списания со счета расчетов с дебиторами и кредиторами на счет затрат.

Все указанные расходы учитываются при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7).

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

При этом они принимаются к расходам единовременно, в связи с чем в отношении суммы обеспечения по контракту возникает отложенное налоговое обязательство.

Что касается иных режимов налогообложения, в частности «упрощенки», то тут ситуация неоднозначна:

Минфин в своих письмах от 07.12.2007 N 03-11-05/317, от 08.08.2014 N 03-11-11/39673 указывает, что расходы на ключ электронной подписи для торгов, обеспечительный платеж по заявке, затраты, связанные с информационным обеспечением торгов, на сертификат эцп для торгов, не могут быть учтены в составе расходов при УСН. Поскольку указанные затраты не включены в перечень, утвержденный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который является закрытым.

Вместе с тем есть Постановлении АС СЗО от 08.10.2014 по делу N А13-9590/2013 с абсолютно противоположным мнением, согласно которому все расходы, в том числе и по обеспечению участия в торгах, покупке эцп для торгов для ип и организаций могут быть приняты к налоговому учету. При этом суд ссылается на пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который позволяет упрощенцам уменьшить доходы на сумму материальных затрат, определенных в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Скидка для победителя или что должен знать участник торгов, регистрируясь на электронных площадках. И о чём обязаны знать заказчики

Скидка для победителя — звучит интригующе. Операторы торговых площадок снизили на треть плату за участие в торгах, но малый бизнес этим так и не привлекли. Почему же так происходит и почему победитель должен платить за свою победу оператору электронной площадки? Если в сфере коррупционных отношений плата за победу является нормой, то вряд ли это можно назвать нормой для официальных платежей. А тем не менее это так, и Федеральная антимонопольная служба об этом знает.

Только вот не все Заказчики об этом уведомлены. Иначе как объяснить тот факт, что некоторые из них публикуют на площадках аукционы с начальной (максимальной) ценой 12 тысяч рублей и даже менее – от 1000 рублей. Скажите, ну какая компания в здравом уме будет участвовать в таком аукционе, и что за наценка должна быть в этом случае, чтобы тендеры были выгодными для поставщика? Участник торгов должен внести обеспечение заявки, затем ещё обеспечение контракта в случае победы (все эти деньги изымаются из оборота на определённое время). Плюс ещё победитель должен отстегнуть площадке деньги за победу. До недавнего времени, например, на Сбербанке победитель платил в случае победы 3 тысячи рублей. Сегодня площадки снизили плату благодаря инициативе антимонопольной службы, но малый бизнес всё равно не хочет принимать участие в торгах.

На первый взгляд плата за участие в торгах ничтожно мала – всего 2 тысячи рублей (с августа 2013 года). Да, она действительно мала, если контракты заключаются на сотни тысяч, миллионов или даже миллиардов рублей. Но если зайти на сайт закупок и отфильтровать открытые аукционы с ценой до 10000 рублей, то обнаружится довольно много таких заявок. В основном это закупки медикаментов для небольших лечебных учреждений. От обеспечения лекарствами зависит жизнь и смерть сельских жителей, и если вовремя не закупить нужные медикаменты, больным придётся покупать их за свои деньги. В данном случае ожидание, когда больница наконец-то закупит лекарства, недопустимо. А ведь это в основном люди преклонного возраста с небольшой пенсией. Почему же так происходит? Почему никто не предупредил конкурсные комиссии лечебных учреждений, что на аукционы стоимостью 2 или 3 и даже 10 тысяч рублей вряд ли кто будет подавать заявки. Разве только тот, кто не в курсе, что в случае победы с них могут списать приличную для этого аукциона сумму. Ведь порой плата за победу превышает стоимость самих торгов, не говоря уже о прибыли. Скажите, разве можно таким образом привлечь малый бизнес к участию в торгах?

Хорошо ещё, что сегодня в законе прописывается оплата за выполнение контракта максимум 30 суток. Раньше предприятия вообще могли ждать оплату за выполненные работы или поставку контракта по полгода и более. Авансовая система оплаты для госпредприятия – большая редкость. И как в таких условиях работать малому бизнесу? Брать кредит? А кто будет компенсировать расходы на проценты?

Неужели нельзя было выбрать такую достаточно удобную форму размещения для небольших закупок, как запрос котировок. Тогда и желающих принять участие в конкурсе было бы гораздо больше. Заказчик, выбрав такую форму размещения заказа, как запрос котировок, ничего бы не нарушил, если бы разместил бы таким образом тендеры на сумму до 500 тысяч рублей.

Один нюанс, который должен знать поставщик – на Сбербанке плата за участие в размере 2000 рублей берётся, если аукцион состоялся. Если вы видите, что вам выгодно участвовать, но сумма лота мала – подавайте заявку, но не играйте. Тогда, если никто, кроме вас не подаст заявку, вы признаетесь победителем и с вас не возьмут плату за участие. Хоть это обнадёживает. То есть плату не берут, если контракт заключается с единственным поставщиком.

Во всех остальных случаях, как показывает практика, плата автоматически списывается после заключения контракта. Так что при подаче заявки нужно это обязательно учитывать при целесообразности экономической составляющей. Документы за плату появляются как постфактум в личном кабинете. В бумажном виде документы приходят по почте, при неторопливости почты счета можно ждать месяцами – так что готовьтесь к вопросам бухгалтеров. При получении документов нужно подписать один экземпляр и отправить по почте – ещё один из пунктов расхода, хоть и небольшой.

Посмотрим, что же происходит на коммерческих площадках. Там есть плата за абонентское обслуживание клиентов. Да, денег за победу не берут, но платить-то всё равно придётся. А для малого бизнеса каждая копейка на счету. Выиграешь ты или нет – это ещё под вопросом, а денежки отстегни.

Компания – конкурсант на торгах: бухгалтерский учет и налоги

ФАС не видит ничего криминального в том, что за победу в торгах операторы электронных площадок берут деньги. К тому же электронные аукционы могут быть полностью бесплатными, если общая сумма обеспечения заявок на всех площадках за четыре квартала подряд достигнет 720 миллиардов рублей. Такая инициатива поступила от ФАС, но дождутся ли Поставщики этого момента?

Вопрос отражения в бухгалтерском учете участие в электронных торгах (в рамках 44-ФЗ).1) У нас возникла следующая ситуация:на электронной площадке торгов был открыт лицевой счет, на него были перечислены денежные средства. При участии в торгах оператором электронной площадки происходит блокировка определенной суммы в качестве обеспечения участия в заявке. По истечении торгов оператором осуществляется разблокировка денежных средств.Вопрос: как отразить в бухгалтерском учете операции по передвижению денежных средств на лицевом счете открытым на электронной торговой площадке.2) В рамках 44-ФЗ, при выигрыше на торгах заключается контракт с заказчиком, при этом перед заключением участник торгов(т.е. мы) должны перечислить Заказчику обеспечение исполнение контракта которое вернется после исполнение всех обязательств по договору. Как отразить эту ситуацию?

Проводки по отражению таких операций приведены в тексте подробного ответа.

Обоснование

Из статьи Журнала «Учет в торговле », № 11, ноябрь 2012

Фирма участвует в торгах. Учет расходов

Бухгалтерский учет расходов*

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в торгах расходы, по сути, являются не чем иным, как авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания торгов и оглашения итогового решения.

Затем, в месяце объявления результата, кредитовое сальдо по счету 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счета «Товары», «Расходы на продажу») (в случае выигрыша), либо в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (при проигрыше).

Однако на практике бывают и иные варианты, когда, к примеру, для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах компания должна перечислить денежные средства на счет, открытый участнику оператором электронной площадки. При этом организация-участник вправе распоряжаться этими денежными средствами.

В данной ситуации рекомендуем учитывать эти средства не на счете 76 , а обособленно, например на счете 55

Для того чтобы средства, перечисленные для участия в аукционе, были учтены обособленно, в рабочем плане счетов можно закрепить аналитические счета к счету 55 :*

  • 55-о «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах»;
  • 55-б «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах заблокированные».

Блокировка оператором электронной площадки средств на момент подачи заявки на участие в аукционе отражается по дебету счета 55-б и кредиту счета 55-о. Одновременно делается запись по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

А вот при разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример

ООО «Камелия» участвует в торгах на приобретение нежилого здания. По условиям торгов участники должны перечислить задаток и разработать проект по участию.

Для отражения рассматриваемых операций в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи.

На дату выплаты задатка:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 51
выплачен задаток.

В периоде подготовки к торгам:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 60 (76)
приобретены услуги по созданию проекта для участия в торгах (если такие услуги приобретаются);

Дебет 19 Кредит 60 (76)
отражен «входной» НДС по услугам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
принят к вычету «входной» НДС;

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 10 (41, 43, 70)
создан проект на участие в торгах.

На дату объявления результатов торгов, если торги проиграны:

Дебет 51
Кредит 76 субсчет «Торги»
получен возвращенный задаток;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны расходы, связанные с подготовкой к торгам.

На дату объявления результатов торгов, если торги выиграны:

Дебет 60
Кредит 76 субсчет «Торги»
учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты (без учета НДС);

Дебет 08
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны затраты, связанные с подготовкой к торгам.

Из статьи Газеты «Учет. Налоги. Право», № 35, cентябрь 2015

Как учесть деньги, перечисленные для участия в торгах

«…С этого месяца принимаем участие в электронных торгах. По правилам мы перечисляем определенную сумму на счет оператора электронной площадки. Это подтверждает, что у нас есть деньги на сделку. После подачи заявки средства блокируются, и мы не можем ими свободно распоряжаться. Когда торги заканчиваются, деньги возвращаются на наш счет. За участие в тендере с нас списывают 3000 рублей. Как отразить эти операции в бухучете?..»

- Из письма главного бухгалтера Екатерины Васильевой, г. Тюмень

Екатерина, перечисленные деньги надо отражать на счете 55 «Специальные счета в банках».

Для участия в электронных аукционах компания регистрируется на сайте, где проводят торги. После одобрения заявки на регистрацию компании открывают лицевой счет, на который можно перечислять средства. Деньги на этом счете будут использоваться в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе (п. 2 ст. 44 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ). Но все средства все равно принадлежат компании, оператор электронной площадки не вправе ими распоряжаться.

В бухучете эти деньги надо отразить на счете 55 . Когда компания подаст заявку на конкретный тендер, средства на счете будут временно заблокированы. Это тоже стоит отразить в учете. Для этого к счету 55 можно открыть два субсчета. Кроме того, когда средства заблокируют, их нужно отразить на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Проводки следующие:*

Дебет 55–4 Кредит 51

- денежные средства перечислены на лицевой счет, открытый оператором торгов;

Дебет 55–5 Кредит 55–4

- заблокированы денежные средства на период торгов;

Дебет 009

- отражена заблокированная сумма как выданное обеспечение.

Если компания выигрывает тендер, за участие в аукционе электронная площадка удерживает комиссию. Эту сумму необходимо отразить в прочих расходах:

Дебет 60 (76) Кредит 55–4

- удержана плата за участие в аукционе;

Дебет 91–2 Кредит 60 (76)

- плата за участие в аукционе списана в прочие расходы.

Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ при проведении конкурсов и аукционов заказчик в обязательном порядке устанавливает требование к обеспечению заявок. Кроме того, заказчик может установить требование обеспечения исполнения контракта (ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ). Участники закупки, с которыми заключаются (планируется заключить) контракты, в свою очередь, обязаны предоставить установленное заказчиком обеспечение. О способах обеспечения заявок (исполнения контракта), размерах обеспечения и правилах учета заказчиком поступивших сумм обеспечения расскажем в данной статье.

Требования об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относятся ко всем участникам закупки. Требования об обеспечении исполнения контракта, установленные заказчиком в документации о закупке, также должны выполняться всеми участниками закупки (в том числе бюджетными и автономными учреждениями), за исключением казенных учреждений, на которых такое требование не распространяется на основании пп. 1 п. 8 ст. 96 Федерального закона №  44‑ФЗ (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.05.2014 № Д28и-801 ).

Обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе) и обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией . Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно, за исключением случаев, для которых Федеральным законом № 44‑ФЗ установлен только один способ обеспечения (п. 1 ст. 44 , 44‑ФЗ ).

Внесение денежных средств в качестве обеспечения

Общие положения по обеспечению заявок на участие в конкурсе (аукционе) путем внесения денежных средств. Прежде всего, отметим, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (п. 2 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ ).

Обеспечение заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе может быть предоставлено участником закупки либо путем внесения денежных средств либо банковской гарантией.

При проведении электронного аукциона внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (исполнителя) осуществляется с учетом следующих особенностей:

  • внесение денежных средств осуществляется непосредственно в момент подачи такой заявки. Указанные средства перечисляются участником закупки на счет оператора электронной площадки в банке, на котором открываются лицевые счета для участников электронных аукционов (п. 8 , 9 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ );
  • в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки блокирует операции по лицевому счету, открытому для данного участника закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки. Таким образом, поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки (п. 17 , 18 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ ).
При проведении конкурса или закрытого аукциона участник закупки обязан перечислить денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие, на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (то есть на счет заказчика). Такие средства должны поступить на счет заказчика до даты рассмотрения и оценки поданных заявок. Кроме того, при подаче заявки в ее составе участник закупки должен представить документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки (п. 5 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ ).

Согласно п. 6 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), должны быть возвращены на счет участника закупки при проведении конкурса (закрытого аукциона) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  • подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
  • отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отклонения заявки участника закупки;
  • отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
  • получения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9 , 10 ст. 31 Федерального закона №  44‑ФЗ ;
  • получения заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона - получения оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.
Обязанности по возврату (прекращению блокирования) внесенных участником закупки сумм обеспечения возлагаются на заказчиков (при проведении конкурса или закрытого аукциона) или на операторов электронной площадки (при проведении электронного аукциона). В случае просрочки исполнения таких обязательств участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней (п. 29 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ ).

В соответствии с п. 14 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., - 1% начальной (максимальной) цены контракта.

В случае если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (п. 15 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ ).

Общие положения по обеспечению исполнения контракта путем внесения денежных средств. В соответствии с п. 3 , 4 ст. 96 Федерального закона №  44‑ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении исполнения контракта путем внесения денежных средств участник закупки, с которым заключается контракт, обязан внести указанные средства на счет заказчика.

Денежные средства, предусмотренные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть внесены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в срок, установленный для заключения контракта. То есть контракт в данном случае будет заключен только после поступления на счет заказчика соответствующего обеспечения (п. 4 , 5 ст. 96 Федерального закона №  44‑ФЗ ).

Согласно п. 6 ст. 96 Федерального закона №  44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Отметим, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта (п. 7 ст. 96 Федерального закона №  44‑ФЗ ).

В случае установления в документации о закупке требований об обеспечении исполнения контракта, в него включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве такого обеспечения (п. 27 ст. 34 Федерального закона №  44‑ФЗ ). Учитывая то, что основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, как правило, возврат обеспечения заказчиком осуществляется после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Бухгалтерский учет денежных средств, поступивших от участника закупки в качестве обеспечения заявки (исполнения контракта) . Исходя из вышеизложенного денежные средства, вносимые участником закупки в качестве обеспечения заявки (исполнения контракта), перечисляются на счет заказчика (за исключением случая проведения электронного аукциона). При этом после заключения контракта (исполнения контракта) такие средства заказчик обязан возвратить назад. Иными словами, в распоряжении заказчика указанные средства находятся временно.

Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете денежных средств, поступивших от участника закупки в счет обеспечения заявки (исполнения контракта), в 19 - 23 разрядах номера счетов используется код 3 «Средства во временном распоряжении» (п. 21 Инструкции №  157н ).

Согласно п. 267 Инструкции №  157н для учета сумм, поступивших во временное распоряжение учреждения и подлежащих при наступлении определенных условий возврату, предназначен счет 304  01 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение». Учет операций по данному счету ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами (п. 269 Инструкции №  157н ).

Следует отметить, что денежные средства, поступившие как обеспечение на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контракта, на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» не учитываются (Письмо Минфина РФ от 27.06.2014 №  02‑07‑07/31342 ).

Бюджетное учреждение культуры (заказчик) разместило извещение о проведении конкурса на осуществление ремонтных работ. Конкурсной документацией установлено требование об обеспечении заявки на участие в таком конкурсе. Размер обеспечения составляет 30 000 руб. (цифры условные).

Указанная сумма поступила на лицевой счет бюджетного учреждения от организации, которая впоследствии была признана победителем и с которой заключен контракт. После заключения контракта учреждением осуществлен возврат суммы обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Поступили на лицевой счет заказчика денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе 3 201 11 510 3 304 01 730 30 000
Возвращена сумма обеспечения победителю конкурса после заключения с ним контракта 3 304 01 830 3 201 11 610 30 000

Банковская гарантия в качестве обеспечения

Еще одним способом обеспечения заявок и исполнения контрактов является предоставление банковской гарантии.

Понятие банковской гарантии определено ст. 368 ГК РФ . Согласно данной статье в силу банковской гарантии банк (гарант) дает по просьбе другого лица (принципала - в нашем случае, участника закупки) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару - в нашем случае, заказчику) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Банковская гарантия, принимаемая заказчиком в качестве обеспечения заявок и исполнения контракта, должна соответствовать следующим требованиям, установленным ст. 45 Федерального закона №  44‑ФЗ :

  1. должна быть выдана банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения;
  2. должна быть безотзывной;
  3. должна быть включена в реестр банковских гарантий;
  4. должна содержать следующие условия:
а) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате банком заказчику в установленных п. 13 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате банком заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств участником закупки в соответствии со ст. 96 Федерального закона №  44‑ФЗ ;

б) обязательства участника закупки, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

в) обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

г) условие, согласно которому исполнением обязательств банка по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

д) срок действия банковской гарантии. Напомним, что срок действия банковской гарантии должен:

  • составлять не менее двух месяцев с даты окончания срока подачи заявок, если банковская гарантия предоставляется в качестве обеспечения заявки (п. 3 ст. 44 Федерального закона №  44‑ФЗ );
  • превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, если банковская гарантия предоставляется в качестве исполнения контракта (п. 3 ст. 96 Федерального закона №  44‑ФЗ );
е) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника закупки, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

ж) установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии. Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ №  1005 в указанный перечень включены следующие документы:

  • платежное поручение, подтверждающее перечисление заказчиком аванса поставщику (подрядчику, исполнителю), с отметкой банка поставщика либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по возврату аванса);
  • документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств в период действия гарантийного срока);
  • документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность);
з) о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Данное условие включается в банковскую гарантию в случае, если это предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Несоответствие банковской гарантии перечисленным выше требованиям, а также требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), является основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком (п. 6 ст. 45 Федерального закона №  44‑ФЗ ).

Бухгалтерский учет банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки (исполнения контракта). Банковские гарантии, предоставленные в обеспечение участия в конкурсе (закрытом аукционе), а также в обеспечение исполнения контракта в соответствии с п. 351 Инструкции 157н подлежат учету на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 27.06.2014 №  02‑07‑07/31342 , обеспечение обязательства в виде банковской гарантии отражается на данном счете датой предоставления банковской гарантии. Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком минус) отражается датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (датой исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств, обеспеченных гарантией или датой исполнения банком требований заказчика об уплате денежной суммы в связи с нарушением поставщиком (исполнителем) обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Автономное учреждение культуры (заказчик) установило в документации о закупке требование об обеспечении исполнения контракта. В качестве такого обеспечения поставщик, с которым планируется заключить контракт, выбрал предоставление банковской гарантии. Сумма банковской гарантии составляет 50 000 руб. (цифра условная). Срок действия контракта - два месяца. Банковская гарантия выдана банком поставщика на три месяца.

В бухгалтерском учете сумма банковской гарантии, принятой учреждением, отразится следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена сумма банковской гарантии, принятой заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта 10 50 000
Отражено выбытие банковской гарантии на дату исполнения поставщиком контрактных обязательств, в обеспечение которых такая гарантия выдавалась 10 50 000

Обеспечение заявки (исполнения контракта) представляет собой некую гарантию исполнения обязательств, взятых на себя участником закупки, перед заказчиком. Иными словами, требования об обеспечении заявки (исполнения контракта), установленные заказчиком, мотивируют участника закупки надлежащим образом исполнять обязательства, прописанные в документации о закупке, контракте.

Федеральным законом № 44‑ФЗ предусмотрены два способа обеспечения: внесение денежных средств и банковская гарантия. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно, за исключением обеспечения заявки на участие в электронных аукционах, которое предоставляется только путем внесения денежных средств.

В данной статье рассмотрены особенности предоставления обеспечения заявок (исполнения контракта), а также порядок отражения таких обеспечений в учете заказчика.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Когда компания-конкурсант участвует в проведении открытого аукциона на электронной площадке, задаток, как таковой, не вносится, и задействовать счет 76 нет необходимости. Однако нужно организовать учет сумм, переводимых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме. Причем следует предусмотреть раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.
На наш взгляд, для этих целей нужно применять счет 55 «Специальные счета в банках», к которому в рабочем плане счетов можно предусмотреть отдельный субсчет «Средства на обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме» (к примеру, 55-4), аналитические счета «Свободные средства на счете, открытом оператором электронной площадки» (для упрощения дальнейших записей закодируем его как 55-41) и «Заблокированные средства на обеспечение поданных заявок» (55-42).
При перечислении средств с расчетного счета на счет, открытый оператором электронной площадки, следует кредитовать счет 51 «Расчетные счета» и дебетовать аналитический счет 55-41.
При блокировке средств оператором площадки на основании поданных организацией заявок на участие в аукционах производится внутренняя запись по счету 55 (с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 55-42). Одновременно следует отразить за балансом выданные обеспечения обязательств (по дебету счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»).
Когда заблокированные средства разблокируют, осуществляется обратная внутренняя запись по счету 55 и производится списание выданного обеспечения обязательства по кредиту забалансового счета 009 (пример 4).

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположим, что компания выиграла конкурс, но заказчик (организатор торгов) отказался заключать договор и вернул полученный ранее задаток в двойном размере.
В учете компании-конкурсанта в такой ситуации составляются следующие записи:
К-т сч. 51 «Расчетные счета»
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
600 000 руб.
задаток возвращен организатором в двойном размере в связи с его отказом от заключения договора с компанией-победителем;
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы»
300 000 руб.
сумма превышения полученной от заказчика суммы над суммой первоначально внесенного задатка включена в состав прочих доходов.

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Торги: расходы на участие в них

Затем в месяце объявления результата кредитовое сальдо счета 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счет 20, 25, 26, 08, 10, 41 и др.) — выигрышный вариант, либо в результате проигрыша компании расходы списывают с кредита счета 76 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы» (пп. 11, 19 ПБУ 10/99, утв. #M12291 901735798 приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н #S , Инструкция по применению Плана счетов, утв. #M12291 901774800 приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н #S).

А дело в том, что Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими УСН и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен #M12293 0 901765862 0 0 0 0 0 0 0 398263088 п. 1 ст. 346.16 НК РФ #S .

Участие в электронных торгах бухгалтерский учет

Расходы участника, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в кон-курсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы, понесенные в связи с предстоящей про-дажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае признания участника победи-телем данные затраты признаются прямыми расходами по договору и списываются в дебет счетов затрат. В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной доку-ментации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса.

Отметим, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не от-носится. До объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обя-зательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток выполняет обеспечительную функцию — удостоверяет факт намерения заключить до-говор. Поэтому правильнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по внесенному задатку», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Отражение участия организации в открытом аукционе в конфигурации «1С: Бухгалтерия 8»

Денежные средства перечислены организацией на открытый оператором счет участника размещения заказа в сумме 2 000 руб. Обеспечение заявки составило 1 600 руб. По результатам аукциона подписан государственный контракт. Плата за участие в аукционе составила 2 000 руб.

Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их. При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Выпуск от 20 июня 2014 года

При проведении конкурса заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации заказчиком должны быть указаны в том числе размер и форма обеспечения заявок. В данном случае обеспечение заявки на участие в конкурсе предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств, что соответствует положениям ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ.

Как отразить в учете организации, принимавшей участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на поставку товара и выигравшей его, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и возврат этих средств после заключения контракта?

Учет расходов на участие в тендере

В налоговом учете, по нашему мнению, такие расходы организация вправе исключить из налогооблагаемого до­хода, независимо от того, победила она в конкурсе или нет. Ведь осуществляя эти затраты, организация стремит­ся выиграть конкурс и заключить договор с заказчиком, чтобы в дальнейшем получать экономическую выгоду, то есть доход. Важно лишь, чтобы такие расходы использо­вались в производственных целях и затраты подтвержда­лись документами, составленными в соответствии с зако­нодательством РФ.

2. Постановление ФАС Восточно Сибирского округа от 06.10.2004 А 19-2575/04-33- Ф 02-4074/04- С 1).
Организация, реализующая медикаменты, заключила договор на оказание маркетинговых услуг. По мнению
налогового органа, расходы по оплате этих услуг не от­вечали принципу экономической обоснованности, так как фирма могла собственными силами получить ана­логичную информацию. В частности, возможность самостоятельного проведения аналогичного маркетингового исследования следовала из трудовых договоров, заключенных организацией. В числе обязанностей неко­торых категорий работников значилось выполнение функций информирования по текущим ценам на реа­лизуемые товары.

Учтем расходы на тендер

Задаток участники тендера вносят «в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов» (п. 4 ст. 448 ГК). Он возвращается фирме, если торги не состоялись, или участник проиграл их. При этом предназначен он «. для определения серьезности намерения участника торгов участвовать в торгах и для побуждения стороны заключить договор в будущем» (из постановления ФАС Центрального округа от 28 февраля 2007 г. № А48-2962/06-4). Внесенный участником тендера задаток не считается расходом, а при его возврате не возникает дохода ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (п. 2 ПБУ 9/99, п. 2 ПБУ 10/99, п. 32 ст. 270 НК, п. 1 ст. 248 НК). Но если фирма нарушит правила и откажется участвовать в конкурсе, то обратно задаток она не получит. Тогда его придется списать за счет собственных средств компании.

Для участия в тендере необходимо представить его организаторам учредительные документы, заверенные нотариусом. Сумму, истраченную на оплату данных услуг, можно учесть при расчете налога на прибыль. Дело в том, что «плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление» считается прочим расходом, связанным с производством и реализацией. При этом такие затраты принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (подп. 16 п. 1 ст. 264 НК).

Участвуем в конкурсе: порядок учета расходов

Несомненно, что большинство проводимых торгов связано с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, ведь в этом случае проведение конкурса является обязательным. Порядок регулирования таких отношений определен соответствующим Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ).

При проведении конкурса его организатор вынужден будет понести расходы, связанные с организацией деятельности конкурсной комиссии и экспертов, размещением публикаций в средствах массовой информации, оказанием консультационных услуг, привлечением иных лиц для организации и проведения конкурса, а также ряд других расходов. Как правило, такие расходы не вызывают вопросов со стороны контролирующих органов. Причем некоторые расходы могут быть учтены по соответствующим статьям расходов, предусмотренных главой 25 НК РФ, другие же могут быть отнесены в категорию прочих расходов.

Бухгалтерский учет и контроль расходов на участие в торгах

В частности, согласно новой редакции п. 65 Положения затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, следует отражать в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и списывать в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

С победителя открытого аукциона в электронной форме взимается плата за участие (в размере не более 3000 руб.), если с организацией-конкурсантом заключается соответствующий контракт. Взимаемая сумма относится к расходам по обычным видам деятельности. Поскольку плата списывается оператором уже после проведения торгов, никакой неопределенности в отношении момента и порядка ее признания в составе расходов не возникает.

05 Авг 2018 4667