Чему учили в Древней Руси? «На Руси учились так» Экскурс в историю Что изучали в школах древней руси.

МАОУ СОШ №74

Исаевой Софии 5 а класс


  • Цели: познакомить с историей обучения грамоте на Руси;
  • Задачи: изучить статьи по данной теме;
  • Ответить на вопросы: когда появились первые школы, чему учили детей в школах, кто учил грамоте

Сперва аз да буки,

а потом другие науки.


  • Интересно, а все ли могут себе представить, как учили грамоте на Руси? А какой была тогда школа?
  • Этой проблемой занимались многие историки-исследователи, чтобы искоренить издавна сложившееся мнение, что до Петра Первого на Руси вообще ничему не учили.

  • Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира Красное Солнышко

В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда»





В Древней Руси могли учиться

элементарной грамоте все

желающие

Н.Богданов-Бельский «Устный счёт»


  • Дети начинали ходить в школу с семи лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать и прясть. По давно заведенному обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этот святой праздник православная церковь празнует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи.
  • Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Изнутри класс похож на обыкновенную русскую избу.

Для уроков нужны были «ручка» и «бумага»

В школах писали на вощёных дощечках палочками, на коре берёзы, глиняных табличках, на пергаменте

Новгород.

С 11 по 15 век




  • Береста – верхний слой коры березы, на которой палочкой продавливали буквы.
  • Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать.
  • Свиток – свернутая длинная-предлинная рукопись.
  • Пергамент – это специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать. Книги из пергамента были очень дорогие. Бумаги тогда ещё не было. Книги сначала писали на свитках, а позже в тетрадях. Слово тетрадь образовано от греческого –тетра- , что обозначает четыре. Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из 4 листков. Такими были первые тетрадки.

  • Грамота
  • Церковное пение
  • Грамматика
  • Арифметика
  • Геометрия
  • Иностранный язык
  • История (изучение летописей)
  • «Дворянские науки» (фехтование, верховая езда, танцы и пение, стихотворство и рисование)

В древней русской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель

Не было отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить

Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот розги…

Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси»


  • Учёба начиналась с раннего утра и продолжалась до самого вечера с двухчасовым обеденным перерывом. А как они учили азбуку!
  • Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги – зубрил азбуку, другой перешел уже к «складам», третий уже читал. И все следовало выучить «назубок». Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат - во всю избу кричат».



С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. Развитие школ потребовало издания учебников.




Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.



К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ)

При Петре I была создана Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкенская, госпитальная и приказная школа. Было правило: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».


А. Карнеев ОТПРАВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО МАЛЬЧИКА В УЧИЛИЩЕ

Училищами раньше называли школы, а класс - дружинами


Морозов А. СЕЛЬСКАЯ БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА

В сельской школе 19 века могло быть 3 или 2 учительницы. Одна из них слушает устные ответы, другая следит за выполнением письменных работ. Дети все разного возраста.



  • Да, изучив материал о древнерусской школе, я сделала много выводов: первые школы появились во времена князя Владимира, учили детей сначала грамоте, а потом другим наукам.
  • Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам! А нашему поколению есть чему у них поучиться. Это, во-первых, аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами, капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст. Во-вторых, терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра до вечера. В - третьих, трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями. А самое главное, послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.
  • Многое из истории древнерусской школы нужно взять на заметку нынешнему школьнику. Бережное отношение к книге, терпение и дисциплинированное отношение к учёбе. А главное – беспрекословное подчинение тому человеку, который даёт тебе знания!

  • 1. Монография "Русские школьные книги" Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905) (в своих исследованиях он опирался на любопытный исторический источник, попавший к нему в руки, - "Азбуковник« (это памятник 17 века)
  • 2. «Энциклопедический словарь юного филолога» (М.: Педагогика, 1984. – с.39);
  • 3. КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ ( http://www.nkj.ru/archive/articles/4478/ )
  • 4. Путешествие в древнерусскую школу ( http://www.detisavve.ru/prose/2011/32469/ )
  • 5. В. Кончаловский «Наша древняя столица» (http://www.detisavve.ru/prose/2011/32469/)

Передо мной старинная книга. XVI век. Толстая бумага с водяными знаками, кованые застежки, тяжелый переплет из доски, обтянутой парчой. (Недаром говорили: «Прочитать от доски до доски»), я осторожно перелистываю страницы. Сколько труда, мастерства и вкуса! Великолепен орнамент заставок и буквиц. Многокрасочные миниатюры рассказывают о жизни наших предков. Здесь можно увидеть и Куликовскую битву, и мирный труд пахаря, и сцены монастырской жизни. А вот страница без заставок, буквиц и миниатюр. На ней только текст. Только текст! Но эта страница - тоже произведение искусства. Ровными рядами идут аккуратные строки полуустава. В конце каждой главы они постепенно укорачиваются, образуя своеобразный треугольник. Какое понадобилось терпение, чтобы так красиво переписать страницу за страницей огромную книгу, в которой около 400 листов. Неторопливо нанизывали переписчики на строку буквы - словно кружева плели. Долгие дни и ночи просиживали за этой работой. Но еще большего труда стоило преодолеть хитрую и мудреную науку - грамоту. Теперь даже представить себе нелегко, сколько времени и энергии некогда уходило на то, чтобы выучиться читать и писать.


Страница древнерусского букваря. Склады.

Длинный стол, лавка, на стене - полка с книгами и обязательные плетки. На лавке сидят ученики. Они все босы. Значит, эта школа не для боярских детей и не для богачей, а для детей попроще. Во главе стола восседает учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят по своим книгам. Тут же другой ученик, в чем-то уже провинившийся и ожидающий возмездия. Древнерусская миниатюра изображает и сам акт наказания. Этот сюжет мы встречаем в искусстве древней Руси неоднократно. Существуют даже стихи, посвященные розге.

Розга ум острит, память возбуждает
И волю злую ко благу прелагает…
…Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте…

Однако не следует преувеличивать значение розги в системе древнерусского воспитания. Ею пользовались не чаще, чем в других странах средневековья. Летопись XVI в. сохранила наставление учителям не злоупотреблять этим «орудием обучения». Рекомендовалось «учить же их (детей) не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостовидным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым рассуждением»… Таким образом, наша старинная педагогика рассчитывала не только на плетку, но и на убеждение.

Учебный день продолжался долго. В короткие зимние дни ученики собирались в школу еще затемно. Занятия начинались с часов семи и продолжались с двухчасовым обеденным перерывом до самой «вечерни». После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда на улице наступала темнота. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Впрочем, уроками их можно назвать очень условно. Каждый получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги - зубрил , другой перешел уже к «складам», третий уже читал «Часослов». И все следовало выучить «назубок» - «вызубрить». Заданий на дом не давали, да и когда их было бы делать, если весь день проходил в «училище». Заучить все надо было во время занятий - это и было основной методикой. Учили вслух. Каждый свое. Недаром пословицу сложили: «Азбуку учит - во всю избу кричат».

Гравюра из первого букваря, напечатанного в Москве в 1634 году.

Учили азбуку так. Каждая буква имела свое название. А - аз - личное местоимение 1-го лица, единственного числа Я. Б - буки - буква, В - веде - i знаю, Г - глаголь - говори, Д - добро, Е - есть, Ж - животе, I 3 - земля, И - иже, К - како, Л - люди, М - мыслете, Н - наш, О - он, П - покой и т. д.

Прежде всего, ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке, и в разбивку. Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Be, Ге, Де… Би, Ви… и т. д. Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так, как надо при чтении: Буки - аз - ба. Веде - аз - ва… Люди - есть - ле… како- - иже - ки… покой - он - по. После складов в две буквы шли склады в три буквы: Бла, вла, гла и т. д.

Одолев и это, ученик переходил к изучению слов «по титлам». Некоторые слова из наиболее часто встречающихся и наиболее «важных», как «бог», «царь», «святой», «дух», «сын» писались не полностью, а сокращенно, и над ними ставился особый надстрочный знак «титло»: бг, црь, стый, fix, Ен. В букваре все эти слова были помещены, и ученик должен был и их знать назубок. Наконец, выучив азбуку, пройдя склады и запомнив слова по титлам, он переходил к чтению первого связного текста.

Таким образом, прежде чем прочитать какую-то осмысленную фразу, ученик проводил долгие часы и дни, зубря совершенно бессмысленные сочетания: га, жа, дра… И за каждую ошибку полагалась розга. Понятно, почему в то время, как ученик приступал к изучению грамоты, мать его частенько стояла под дверью и голосила, как по покойнику.

Некоторым грамота казалось такой мудреной, что они предпочитали выучить все наизусть с голоса, не научившись читать по буквам. Были и учителя такие, которые считали, что заставить выучить наизусть куда легче, чем научить читать. Новгородский архиепископ Геннадий (XV-XVI в.) жаловался на таких учителей, что они не учат, «а только портят». «Сперва он (учитель) научит его вчерне, и за то приносят мастеру каши да гривну денег. То же полагается и за заутреню, а за часы - плата особая… А отойдет от мастера, ничего не умеет, только бредет по книге». Далее Геннадий советовал начинать обучение с азбуки и титлов.

Древнерусская школа. Миниатюра.

Очень часто обучение грамоте входило составной частью в ремесленное обучение. Какой-нибудь портной, кузнец или сапожник брал к себе в дом ученика, обязуясь обучить его, «чему и сам горазд», а кроме того, грамоте и писать. Срок обучения - обычно пять лет, после которых ученик бывал обязан отработать еще пять лет «за ученье» и еще пять лет уже «по найму», т. е. за плату. Таким образом, ученик поступал в полное распоряжение учителя, у которого он жил, ел, спал, делал всю домашнюю работу и обучался ремеслу и грамоте.

Продолжение следует.

Не надо думать, что Русь, а точнее Москва, были безграмотны. В Москве ведется огромная историческая работа, здесь создаются первые широко организованные государственные архивы, трудятся переводчики, составляются обширные библиотеки, как, например, библиотека Чудова монастыря в Кремле. Свои библиотеки имели бояре и купцы. В начале 16 века славилась своими книжными богатствами библиотека великого князя, заключавшая в себе редчайшие латинские и греческие сочинения, частью неизвестные на Западе. Эта библиотека вызывала удивление бывавших в Москве иностранцев. По словам пастора Веттермана, она состояла из еврейских, греческих и латинских книг и хранилась подле княжеских покоев под двумя каменными сводами. В великокняжеской библиотеке хранилось до 800 древнейших рукописей. Здесь были в подлинниках сочинения Тита Ливия, Цицерона, Светония, Юлия Цезаря, Саллюстия, комедии Аристофана, сатиры Сира, своды законов римских и византийских и многое другое.

В 15 и 16 веках тысячи писцов занимались в стране переписыванием книг. «Нет, кажется, ни одного народа, который столь много занимался и трудился бы над переписыванием, как русские», - писал посетивший впоследствии Москву академик Коль.

Усиленно растет в 15 и 16 веках грамотность широких масс населения. По подсчетам подписей на документах полагают, что в начале 16 века процент грамотных между помещиками московской области был свыше 65, а среди посадских достигал 25-40. Широко распространена была грамотность среди купечества посада. Особым уважением пользовались в древней Руси знание иностранных языков.

Сведения о школах 15-16 веков очень скудны. Одно из важнейших сохранилось в постановлениях Стоглавого Собора 1553года. Жалуясь на упадок образования, редакторы Стоглава писали: «А прежде этого училища бывали в Российском царстве на Москве и в Великом Новгороде, И по иным городам многие грамоте, писать и петь и читать учили: потому тогда и грамоте гораздых было много; писцы и певцы, и Чтецы славились по всей, славятся и до сих пор».

Обучение грамоте начиналось в древней Руси с 7 лет.

Вот как описывает школу В.Ян в своей книге.

«В глубине двора все (ученики) остановились перед небольшой избой. Тускло светило оконце, запорошенное снегом. Ребята взошли на крыльцо, стуча ногами, обивая снег…. В сенях толкнули низкую скрипучую дверь. Вошли в небольшую комнату и остановились у входа. В красном углу висели три старые иконы, освещенные горящей лампадкой. Длинные скамьи тянулись вдоль стены. Посреди стоял длинный узкий стол в две доски. Слюдяное окно, низкое и широкое, с настывшим льдом, пропускало тусклый свет.

К стене была прибита деревянная белая полка, где лежали рукописные книги. Под нею висели две ременные плети и связка березовых веток. Сбоку при входе стояла на табуретке деревянная лохань с водой; в ней плавал деревянный ковшик.

Учитель в меховой шапке и бараньем полушубке сидел на скамье в красном углу».

В древнерусских школах 14-16 веков производилось лишь начальное обучение: учили чтению, письму, читали часослов, псалтырь, апостола «и прочие божественные книги». Большое значение придавалось пению, обучение которому всегда упоминается рядом с обучением чтению и письму. Возможно, производилось обучение счету.

«Азбука» Ивана Федорова, изданная в 1574году, представляет собой первую российскую печатную учебную книгу. Она была составлена из 40 листов, или 80 страниц, на каждой странице по 15 строк. Две страницы пустые. В книге отсутствует нумерация страниц.

Азбука скромно оформлена пятью заставками и тремя концовками.

Иван Федоров положил в основу книги распространенный в то время буквослагательный метод, начинающийся с заучивания букв славянского алфавита и с усвоения двух- и трехбуквенных слогов. Первая часть книги - азбука - включает также и материал по грамматике.

На первой странице книги расположены 45 строчных букв кирилловского алфавита, затем приводится «впятословие», так русские книжники называли позднее алфавит, данный в обратном порядке. Далее знаки алфавита располагаются вразбивку, 8-мью колонками.

Это трехкратное повторение азбуки имело целью более твердое усвоение обучающимися каждой буквы алфавита.

Следующие упражнения представляют собой запись двух- и трехбуквенных слогов, с усвоения которых и начиналось собственно обучение чтению и письму.

В разделе «А сия азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии» даны образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с Б. В первом примере — спряжении глагола будити — глагольные формы соотнесены с местоимениями, а формы множественного числа пояснены описательно. Под заголовками «Страдательна ж суть тако» и «Страдательнаго убо золога времена» приведены формы страдательного залога глагола бита.

Следующий раздел «По прозодии а еже дващи воединых лежащее се есть повелительная и сказательная» объединяет сведения об ударениях и «придыханиях» в словах.

В разделе «По ортографии» даны в алфавитном порядке наиболее употребительные сокращения (слова «под титлами»). Но здесь же, в образцах склонения, приведены и полные написания существительных и прилагательных. Завершает изучение азбуки акростих, служащий для повторения алфавита.

Во второй части приводятся тексты для закрепления и развития навыков письма и чтения. Здесь помещены молитвы и наставления. Отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла как бы дают советы родителям, учителям и ученикам. Иван Федоров предстает перед нами провозвестником гуманной педагогики: он защищает детей от произвола родителей и призывает воспитывать «в милости, в благоразумии, в смиреномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлю ще друг друга и прощение дарующе».

Азбука Ивана Федорова открывает историю российских печатных книг для обучения письму и чтению. Вся жизнь печатника-просветителя была посвящена тому, чтобы, как он писал, «по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».

Азбука 1578 г. Показывает, что издание учебников было для Ивана Федорова делом всей жизни, где бы не основывал бы типографию печатник-просветитель, он везде издавал книги для обучения чтению и письму.

Уважение к просвещению и грамоте — старинная русская традиция. Слово «грамота» в переводе с греческого означает «написанное». В народе говорили: «Грамота – второй язык», «Грамота – ключ в руце (в руке)», «Не познав и не уразумев грамоту, никто не приобретет доброго имени, почета и уважения». Люди тянулись к знаниям, понимая, что «человек без грамоты, что без свечи в потемках».

Издавна на Руси 1 декабря отмечали народный праздник День Наума-грамотника. По новому стилю день памяти святого ветхозаветного пророка Наума приходится на 14 декабря. Русский народ почитает пророка Наума покровителем и помощником во всякого рода умственных занятий. Он родился в Галилее в 7 веке до Рождества Христова. В день святого Наума на Руси начиналось обучение грамоте. Детей поднимали рано, приговаривая:

Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В Божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдете:
Святой Наум наставит на ум.

По русской традиции дети просили у пророка Наума благословения на разумение:

«Пророк Наум, наставь нас на ум».

В прописях и азбуковниках 17 века была напечатана молитва: «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».

В дом приглашали учителя. Учитель приходил в назначенное время. Встречали его с почётом и уважением. Отец семейства обращался к учителю с просьбой научить его ребенка уму-разуму со словами:

«Батюшка Наум-наведи на ум».

Отправляя дитя в школу, мать плакала, уговаривая его хорошо учиться. Она убеждала ребенка в том, что от его отношения к учебе зависит репутация семьи. «Учись хорошо иначе худая молва о нас пойдет», — говорила мать.


В древнерусской школе обучались только мальчики. В первый день встречи учитель награждал каждого ученика тремя символическими ударами плёткой. Каждый урок начинался с трёх земных поклонов учителю. Учение сопровождалось розгами. Люди верили во вколачивание наук с помощью розог. Розгами пороли за проказы. Проказников ставили в угол коленками на горох. Дети были обязаны слушаться учителя беспрекословно.

Запрещалось кушать на занятиях. Нельзя было открывать и держать открытой книгу без разрешения учителя. «Не ешь, а то заешь выученное», «Закрой книгу, а то все позабудешь», — говорил учитель.

Учебный день был долгим. До обеда мальчики повторяли прошлый урок, в полдень обедали, после обеда спали и с двух часов дня до вечера снова учились. В помещении, где проходили занятия, висели полки с книгами, стоял длинный стол и лавка с плеткой. У детей не было перемен и отдельных уроков, занятия шли часами. Каждый получал индивидуальное задание. Об освоении азбуки даже сложена пословица

«Азбуку учат – на всю избу кричат».

Один зубрил буквы, второй складывал из букв слова (перешел к «складам»), третий читал слова вслух, четвертый учил прочитанный текст… Старшие учили псалмы и молитвы. Стоял невероятный шум. Оценки не ставились. Выучил – молодец, не выучил – оставайся без обеда и получай розгой. После занятий наводили порядок в школе и расходились по домам.

Это интересно

В Древней Руси вся литература была церковной. Главным культурным центром, распространявшим просвещение, была церковь, поэтому грамоте обучали церковнослужители или дьяконы.

Работа учителя считалась самой важной и сложной. Учитель на Руси пользовался особым почетом. За труды учителю несли угощения. Отец награждал учителя хлебом или платьем, мать - одаривала собственноручно вышитым полотенцем.

Это нужно знать

В старину каждая буква имела название из целого слова: «аз», «буки», «веди», «глаголь», добро, есть… Сначала ученик запоминал названия букв. Затем шло изучение простых слогов: би, бе, бу, ба. После простых слогов запоминали сложные: гра, бра, бри, вра, бру… Перед складыванием слогов произносили названия букв: буки – аз – «ба», слово – аз – «са»… И вот теперь приступали к чтению слов, позже к чтению связных текстов из Евангелия. В «Азбуке» давались сведения по грамматике: состав слов, ударные и безударные слоги, спряжение глаголов…

В стародавние времена дети неукоснительно соблюдали особые правила поведения. Они старались овладеть грамотой, чтобы не быть позором для семьи. О роли грамоты в жизни народа сложено немало пословиц и поговорок.

Сперва аз да буки, а там и науки.
Хочешь познать истину – начинай с азбуки.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
С умом торговать, без ума горевать.

Существуют даже загадки о школьных принадлежностях того времени:

Пером сеют, глазами жнут, головой едят, памятью переваривают.
(грамота)

На столе живем в стекле, а гуляем по всей земле.
(Чернила)

Голову срезали, сердце вынули, дают пить, велят говорить.
(Перо)

По черной земле белый заяц пробег.
(Мел)

Ни небо, ни земля, видением бела: трое по ней ходят, одного водят; два соглядают, один повелевает.
(Бумага, пальцы, перо, глаза, ум)

Русский народ не только умел работать, но и стремился к знаниям. Наши предки твердо верили в то, что мир освещается солнцем, а человек – знанием. Обучение грамоте означало познание истины. Как правильно об этом говорит еще одна старая пословица: «Видит око далеко, а ум еще дальше».

Умного, грамотного, ученого человека на Руси всегда почитали и говорили:«Красна птица пером, а человек умом», «Голова всему начало», «И сила уму уступает». «Велика бывает польза от учения книжного», –написал летописец в древней русской летописи. Путь же к книжному познанию начинался с усвоения азбуки. «Сперва Аз да Буки, а потом и науки».


Каждая буква древнерусской азбуки имела своим названием определенное слово, начинающееся с этой буквы. Например, буква «Л» – «люди», буква «П» – «покой», буква «Ж» – «живете». И так со всеми буквами. Эта азбука называлась «Кириллица», в честь своего создателя, просветителя славян святого Кирилла.

Нам сейчас трудно установить, как именно обучали грамоте в Древней Руси, ведь это было много-много лет назад. Но историки, изучая сохранившиеся записи, старинные загадки, пословицы, поговорки, предполагают, как это обучение могло происходить.

Вероятнее всего, лет в 7–10 отдавали детей «мастеру грамоты» (так тогда называли учителя). Один учитель собирал у себя дома около десятка ребят и занимался с ними. Сначала заучивали азбуку. Ученики повторяли хором каждую букву, пока не запоминали. С тех пор сохранилась пословица:

«Азбуку учат, на всю избу кричат».

Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. Такое «пропевание» азбуки облегчало запоминание.

После букв заучивали слоги. Сначала дети должны были назвать буквы так, как они назывались в азбуке, а потом назвать слог (сочетание букв): «буки-аз» – «ба», «веди-аз» – «ва» и дальше.

Одновременно с чтением учились писать. Для этого на первых порах использовали деревянную дощечку с четырехугольной выемкой, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка «цера». Сверху она накрывалась, как крышкой, другой дощечкой. В отверстия по бокам продевались тесемки: они завязывались и получалась двустворчатая книжечка-тетрадка с пустой серединкой. О такой необычной древнерусской тетради была придумана загадка: «Книга – в ней два листа, а середка пуста».

Писали на воске писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Стержень у писала часто делали крученым, чтобы его легче было держать. Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Дощечку для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так, согнувшись, писали. Получалось, что не такое легкое это дело – писать.

«Мнится, писание легкое дело, пишут два перста, а болит все тело».

Учеными-археологами при раскопках в Новгороде найдены берестяные грамоты, принадлежавшие мальчику Онфиму, который жил больше 700 лет назад. На кусочках бересты Онфим, упражняясь, писал буквы, слоги, слова.

А какие книги использовали для обучения на Руси в старину? Учебными были книги церковные: Часослов и Псалтирь.

Книги писали тогда на пергаменте – по-особому обработанной коже. Если было нужно, «кожаные» страницы можно было использовать многократно: острым ножом соскабливали написанное, и лист снова становился чистым. Надписи на пергаменте были устойчивыми, чернила хорошо впитывались, очертания букв сохранялись даже после нескольких смываний прежних текстов. Эту особенность передает пословица:

«Что написано пером, не вырубить топором».

Но книги, написанные на пергаменте, были дорогими, поэтому учителя часто переписывали отрывки текста из книг на бересту или писали по заказам родителей для детей «малые книжицы».

Про древнерусские книги можно рассказать много интересного. Знаете ли вы, например, такую поговорку: «Прочитать от доски до доски»? Когда так говорят, имеют в виду прочтение книги от начала до конца. А пришла к нам эта поговорка из Древней Руси, где для сохранности, чтобы они не так быстро изнашивались, книги брали в переплет из деревянных досок. Доски иногда обтягивали кожей. Обложку на закрытой книге застегивали металлическими застежками поверх переплета. Доски часто украшали накладками из меди, бронзы, кости. Немало таких металлических и костяных накладок нашли археологи, эти детали сохранялись даже тогда, когда сами книги гибли во время пожаров, наводнений и других происшествий.

Писали книги, как вы уже знаете, на пергаменте. Для этого нужны были чернила. Чернила ученики изготавливали сами из смеси сажи и клея или из наростов на листьях дуба.

На пергаменте писали гусиными перьями. Их перед письмом тщательно обрабатывали: вначале соскабливали с них жир, затем втыкали их в нагретый песок или золу, потом удаляли ненужные перепонки и заостряли перо, после этого расщепляли конец пополам.

Вот две старинные русские загадки. Как вы думаете, в какой из них говорится о писале, которым писали на воске и на бересте, в какой – о пере?

Малый конь с черного озера воду берет, белое поле поливает.

Пять волов одной сохой пашут.

Конечно, первая загадка – про гусиное перо, а во второй «пять волов» – это пять пальцев руки, которые держат писало и, прикладывая усилие, выцарапывают им буквы, будто пашут.

Чернила хранили в глиняной или изготовленной из коровьего рога чернильнице. Иногда чернилами писали и на бересте.

Гусиное перо при письме часто оставляло кляксы. Их стирали пористым камешком или, пока не засохли… слизывали языком. До наших времен дошла загадка о процессе письма:

«Семя серо руками сеют, языком слизывают».

Существовала и другая сложность – письмо на пергаменте долго не высыхало. Поэтому написанный текст посыпали песком, который тут же впитывал верхний слой чернил. Каждый ученик нес в школу чернильницу и мешочек с песком. Их соединяли шнурком, который надевали на шею. В то время возникла поговорка:

«Песочница – подружка чернильницы».

На Руси до прошлого века сохранялся старинный обычай отмечать окончание обучения грамоте общей трапезой – обедом.

Историк И. Забелин обнаружил интересную запись, которая хранилась в личном архиве известного русского актера Михаила Щепкина, который в конце XVIII века обучался в школе по древней методике. Вот этот текст:

«Помню, что при перемене книг, то есть когда я окончил азбуку и принес в школу первый раз Часослов, то тут же принес горшок молочной каши, обернутый в платок, и полтину денег, которая, как дань, следуемая за учение, вместе с платком вручалась учителю. Кашу же обыкновенно ставили на стол и после повторения пройденного на прошлом занятии раздавали учащимся ложки, которыми они хватали кашу из горшка… После окончания Часослова, когда я принес Псалтырь, опять повторилась та же процессия».

Так как ученики переходили к новым этапам обучения в разное время, то таких трапез-обедов в течение года было несколько.

Обычай приношения каши менял положение ребенка среди учеников. Им отмечалось успешное продвижение в учении. Само же приношение учителю каши по тогдашним правилам было формой выражения почтения педагогу.

Но главное – к грамотности относились с благоговением, а учителей своих очень почитали и уважали. Книжное разумение считалось даром Божиим. И потому те, кто стремился овладеть грамотой, а потом и науками, соединяли учение с молитвой. Надеялись на благодатную помощь Божию, а не только на свои силы и искусство учителя.

Если учение шло с трудом, многое у ученика не получалось, всей семьей, пригласив священника, служили молебен Спасителю, Божией Матери и святым – покровителям в учении: Косме и Дамиану, пророку Науму (как раз в те дни конца осени, когда праздновалась Церковью их память, начинался обычно учебный год в старинных русских крестьянских школах). К святым обращались с молитвой, пророка Наума так прямо и просили: «Пророк Наум, наставь дитя на ум». Позже стали молиться о неспособных и нерадивых учениках Преподобному Сергию Радонежскому.

Попросим и мы у Бога вразумления молитвой:

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, укрепляющего душевные наши силы, дабы, внимая учению, возрастали мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим в утешение, Церкви и Отечеству на пользу.